Третий курс БГМУ: изучение основ

Написано: 12 Февраль, 2009 в категории Мои мемуары

Если распределить 6 курсов обучения на лечебном факультете по убыванию сложности, то получится такая картина:

  • 1-й (самый тяжелый)
  • 3-й
  • 2-й
  • 4-й
  • 5-й
  • 6-й (самый легкий)

Экзамены зимней сессии (1 + 1):
лучевая диагностика (диф. зачет), общая гигиена.

Экзамены летней сессии (1 + 5):
лучевая терапия (диф. зачет), фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология, общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней.

Третий курс является не только тяжелым, но и очень важным для последующего обучения и практической деятельности. Именно на нем закладываются основы медицины, поэтому третий курс отложился в моей памяти очень хорошо. Ты уже умеешь учиться и можешь предугадать будущие "подводные камни". Главное — стремиться стать грамотным специалистом.

Патологическая анатомия и патологическая физиология позволяют понять механизмы болезней. Например, зная, как развивается атеросклероз, становятся понятны методы его лечения (борьба с отложением холестерина, воспалением и т.д.) и прогноз (если в бляшке много липидов, возможно обратное развитие процесса, а если в ней много соединительной ткани, то рассосаться она не сможет, но зато и более стабильна по сравнению с липидной). "Патан" в БГМУ считался весьма серьезным предметом, студенты старались запоминать предпочтения отдельных экзаменаторов. Естественно, к занятиям готовились все, читая каждый раз по 20-35 страниц текста из учебника Струкова и Серова. Патанатомию я любил, в том числе за то, что учебник был новый и в нем было 98% нужной информации. То есть на экзамене спрашивали исключительно по учебнику. Зато по многим другим предметам учебники были устаревшие или же кафедры выпускали гору собственных методичек, ради которых приходилось бегать по всему общежитию.

Патанатомия заслуженно считалась сложным предметом для изучения, но в апреле я сделал неожиданный для себя вывод. Патологическая анатомия, являясь нелегкой и объемной дисциплиной, как предмет в медуниверситете не представляет сложностей и укладывается в несколько типовых патологических процессов: воспаление, дистрофия, некроз, опухоли, лихорадка и еще несколько штук. Действительно, описание воспаления в почках мало чем отличается от описания воспаления в печени. Весной при чтении учебника ловил себя на мысли, что мог бы написать то же самое, не читая тему.

Патологическая физиология изучает те же патологические процессы, но под другим углом зрения. В некоторых вузах патанатомия и патофизиология объединены в один предмет "основы патологии" или "общая патология". Ходили слухи, что на экзамене по патофизиологии обязательно смотрят зачетку и не поставят оценку выше, чем по патанатомии.

студент за учебниками

Наши учебники выглядели более потрепанными.

В осеннем семестре патанатомия у нас проходила по средам, в один день с общей хирургией, причем хирургия была на 8-00. Естественно, за один вечер нельзя полноценно подготовиться по двум объемным предметам, поэтому на хирургию почти все "забивали". Вел у нас зав. кафедрой, профессор Рычагов. В то время наша группа показалась ему бездельниками и разгильдяями, каких свет не видывал. Я тоже не был исключением. Пользуясь случаем, хочу извиниться перед уважаемым профессором, которого мы тогда откровенно "напрягали". Мы не были бездельниками, просто считали патанатомию более важным предметом, о чем сказать вслух зав. кафедрой общей хирургии, естественно, не могли. Иначе бы надолго остались в студенческом фольклоре "любимой группой Рычагова". 🙂

Учебник по общей хирургии был старый, и в нем не хватало половины нужного материала. Это была еще одна причина, по которой я предпочитал учить патанатомию вместо общей хирургии. Тем не менее, темы мы проходили важные (асептика и антисептика, хиругический стационар и т.д.), поэтому весной я купил "Общую хирургию" С. В. Петрова и смог успешно подготовиться к летнему экзамену.

Пропедевтика внутренних болезней — тоже необходимый предмет, это "введение в курс внутренних болезней". Здесь учат физикальные (пальпация, выстукивание и выслушивание) и простые инструментальные (анализ крови, мочи, желудочного сока и др.) методы обследования. Очень важный раздел пропедевтики — основы ЭКГ. Кардиограммы поначалу кажутся весьма сложными и разобраться в них нелегко. Могу дать 2 совета: смотреть их как можно чаще и периодически рисовать к себе в общую тетрадку варианты ЭКГ в норме и при патологии. Использование одновременно зрительной и моторной памяти облегчит изучение.

В осеннем семестре также изучают общую гигиену, после чего зимой надо сдавать экзамен. Зимняя сессия считается легкой — один диф. зачет по лучевой диагностике перед Новым годом и один экзамен по общей гигиене. Казалось бы, все должны выучить единственный предмет и сдать его на "хорошо" и "отлично". Но так быть не должно: у вуза не хватит денег на стипендии. Поэтому кафедра "разбаловалась" и валила студентов где только можно, благо цифр и нормативов знать надо много. В результате как пятерок, так и двоек было меньше, чем по другим предметам. Одни тройки с четверками.

общежития позади БГМУ

Общежития позади БГМУ (кликните для увеличения).
Слева: 5-е общежитие (для иностранных студентов),
прямо: 6-е и 7-е общежития (лечфак),
справа вдали какое-то новое для меня здание...

После экзамена по общей гигиене в весеннем семестре появляется последний сложный предмет — топографическая анатомия и оперативная хирургия (официальное название немного отличается). Как говорится, та же нормальная анатомия, только "вид сбоку". Вместо изучения по отдельным системам идет изучение по частям тела (грудь, живот и т.д.) с уклоном на взаимное расположение. Также мы учились вязать хирургические узлы и запоминали названия хирургических инструментов. Экзамен по предмету сдается зимой на 4-м курсе.

 

Фармакология

О самом важном предмете на 3-м курсе — фармакологии — я решил рассказать отдельно. Сколько эту фармакологию ни учи, лишнего не выучишь. Огорчало только то, что половина знаний, имевшаяся перед практическими занятиями, к моменту экзамена исчезала из головы. Ничего не поделаешь, забывание — естественный процесс.

Третий курс — единственное время, когда есть возможность получить систематизированные (!) представления о лекарствах. Конечно, в будущем придется вспоминать отдельные группы препаратов в рамках отдельных предметов, но это будет лишь углубление знаний. Если нет каркаса, то разрозненные знания будут ущербными. К тому же на старших курсах никто особо не учит: принуждения к учебе нет, а все желающие изучили материал еще на третьем курсе. Так что если не уверены — не откладывайте на потом. А я помогу советами и поделюсь опытом.

Начинать подготовку к третьему курсу надо весной на втором курсе. Времени весной много, поэтому рекомендую его использовать с пользой для будущего. Причем убивая сразу двух зайцев.

Заяц № 1. Найдите учебник по фармакологии и разберитесь в теме "лекарственные средства, действующие на периферическую нервную систему". Там встретятся М-холинорецепторы, α- и β-адренорецепторы, H1- и H2-гистаминовые, дофаминовые, серотониновые и др. Тема большая, но на третьем курсе времени будет еще меньше.

Какая от этого польза:

  1. поймете, зачем вообще учить эти рецепторы.
  2. после фармакологии вы действительно станете разбираться в эффектах адреналина и ацетилхолина. Особенно если поймете, откуда берутся побочные эффекты соответствующих препаратов.
  3. сможете на третьем курсе удивлять познаниями свою группу, не прикладывая особых усилий.

Заяц № 2. На втором курсе по микробиологии кратко изучают антибиотики. Я же рекомендую изучить их подробно, опять же по учебнику фармакологии. Причем учить тщательно, начиная от классификации и заканчивая побочными эффектами.

Какая от этого польза:

  1. хорошо выучив 1 раз, вы сможете ответить антибиотики сразу на 2 экзаменах. А оценка повлияет на стипендию в двух семестрах.
  2. антибиотики изучают по фармакологии в конце третьего курса, а там запарка и без них.

Летом на 2-м курсе во время сессии раздобудьте (купите, выпросите у третьего курса, распечатайте) экзаменационные вопросы по фармакологии. Когда вы увидите книжечку на несколько десятков страниц, стимул учиться станет более конкретным. Еще рекомендую перед летними каникулами купить учебник по фармакологии, но не старше 2-3 лет (лекарства быстро обновляются и меняются). А летом обязательно его прочитать пару раз. В идеале — не только прочитать, но выучить классификации препаратов.

Если уж решили учиться на доктора, то старайтесь. Если не будете лениться, то на 4-6 курсах останется только усвоить клиническую картину болезней и критерии диагностики. Все остальное уже будет в памяти.

Читайте также:

Учеба на первом курсе мединститута: и живые позавидуют мертвым ...
Второй курс БГМУ

Материал был полезен? Поделитесь ссылкой:


комментариев 28 к заметке «Третий курс БГМУ: изучение основ»

  1. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    13 Февраль, 2009 в 12:36

    Вчера вспомнил, что после зимней сессии на третьем курсе появились «кожно-венерические болезни». Экзамен по ним сдается зимой на 4-м курсе.

  2. Катерина (2 коммент.):

    18 Май, 2009 в 12:28

    Спасибо вам огромнейшее за ваши рассказы! ❗ мне очень интересно было их читать и даже перечитывать..Т.к.я сама просто мечтаю поступить в мед. (сейчас я учусь в 10классе)

    P.S. может вы могли бы порекомендовать какие либо книжки,учебники ,темы..для подготовки в институт. Заранее благодарю Вас! 🙂 спс!

  3. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    18 Май, 2009 в 15:28

    Учебников никаких не порекомендую, потому как прошло уже много времени (все меняется), я живу не в России, а форма и наполнение вступительных экзаменов тоже изменились за это время. Так придется вам узнавать самим… 😉

  4. Катерина (2 коммент.):

    18 Май, 2009 в 21:21

    Хорошо, поищу сама, мне это даже полезней будет! 😉

  5. Pathomorpholog (3 коммент.):

    14 Сентябрь, 2009 в 00:13

    Оно, конечно, у всех по-разному, но у нас (в СибГМУ), так страшнее 3-го курса ничего не было. Круговерть такая была, что только успевай подхватывать и не кашляй! А на последней неделе осеннего семестра, когда пришлось аж 7 зачетов (коллоквиумы и семестровые) — я впервые по-настоящему подошел к границе возможностей собственного мозга по усвоению и удержанию материала в голове. И это при том, что только один раз умудрился схватить долг, по патфизу. (у нас, кстати, была 6-дневная неделя и единственное свободное время было — вечер субботы, а воскресенье уже съедала подготовка к понедельнику, ну, и хозяйственное разное)

    Первый курс, оно сложно, конечно, но третий — для человека «с воли» (т.е., без закалки первых двух курсов) вещь принципиально неподьемная.

    P.S. Среднее количество страниц учебника, которые у нас нужно было прочесть к одному занятию на третьем курсе, не считая лекций — 30-50, изредка (г.о. на патфизе и фарме) доходило и до 100 (но это уже был сверхэкстрим — такие темы как «гормональные средства» или «нарушения обмена белков, витаминов и минералов»). И, конечно, спрашивали почти наизусть, особенно эти злоеклятые обменные нарушения, где требовалось помнить такую ахинею, как особенности метаболизма и полный перечень признаков избытка, недостаточности и полного отсутствия половины менделеевской таблицы (ну, там, никеля, меди, марганца, хрома, цинка, селена и т.д.). Забыл пару этих признаков — гуляй на отработку.

  6. Инквизиция (1 коммент.):

    7 Январь, 2010 в 23:10

    Всегда уважала медиков, восхищалась ими, хотя не понимала их)))

  7. Настенька))) (6 коммент.):

    8 Январь, 2010 в 17:10

    На третьем курсе также начинается практика. У Вас была? Не могли бы Вы рассказать? Пожалуйста)))

  8. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    8 Январь, 2010 в 17:57

    Была «сестринская» практика летом после сессии. 1 месяц (июль), по месту жительства. Помню, что в основном учился делать разные инъекции.

  9. Настенька))) (6 коммент.):

    8 Январь, 2010 в 23:01

    Скажите, а практика, на которой студент курирует пациента под наблюдением врача — это после какого курса?

  10. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    8 Январь, 2010 в 23:11

    Пожалуй, после 5-го, потому после 4-го курса практика в поликлинике (у парней в это время были военные сборы).

  11. M. (1 коммент.):

    13 Январь, 2010 в 17:23

    Большое спасибо за заметку!!!

    Для меня третий курс, пожалуй, был не таким и сложным (или просто очень интересным:)). Напрягало в основном то, что непонятно было, на каком уровне учить: то ли просто ознакамливаться с темами, то ли подробно учить по «серьёзным» книгам типа Окорокова или Харрисона. Особенно этот вопрос терзал меня на продедевтике, особенно когда преподаватель требовал знания классификаций.

    Патан был моим любимейшим предметом. За изучением Струкова и дополнительной литературы проходили все выходные и все вечера накануне занятия. Теперь, на 4-м, я часто радуюсь подобному усердию: всё-таки патан — основа основ в медицине!

    Плохо было то, что патан был в один день с фармой… И из-за этого знания по фарме оставляли желать лучшего. Теперь приходится навёрстывать…

    Общая хирургия как-то ненавязчиво проходила мимо… Скорее всего из-за того, что с нами мало занимались. Мы попусту просиживали почти все 3 часа. У нас уже были соответствующие программе учебники Рычагова, но мне лично больше нравился Петров.

    Помню, как боялась летней сессии… Но всё позади, всё успешно сдано.

    Всем медикам: студентам, практикующим и тем, кто лишь планирует влиться в медицину — большой удачи!!!

  12. Брюнеточк@ (1 коммент.):

    16 Май, 2010 в 17:33

    Блин, читаю и уже думаю, поступать ли…с ума-то не сойду? 😯 😯 😯 я в принципе учусь на отлично, но всё же …страшновато. 😳 😳 😳 неужели столько учить? 🙄 🙄 🙄

  13. Дина (1 коммент.):

    28 Июль, 2010 в 11:49

    Дпа — учить много — но зато я за свои 2 курса еще ниразу не соскучилась не смотря на учебу на СРАЗУ ДВУХ мед факах — ЛЕЧЕБНЫЙ очно + ФАРМА заочно

  14. kiwi (2 коммент.):

    23 Август, 2010 в 21:40

    В следующем году хочу поступать в мед уже есть среднее мед образование, но вот меня пугает химия с которой у меня проблемы… а поступить так охота

  15. Алёнка (8 коммент.):

    24 Август, 2010 в 12:21

    Да уж, химия это что-то..
    Хотя, я ведь и биологию начала учить прошлой осенью только, и ничего, тесты сдала на отлично! Так что и химию одолеть можно.

  16. Ксюха (1 коммент.):

    9 Январь, 2011 в 20:50

    Довольно интересно читать Ваши статьи)))))

    Я учусь в 11 классе и собираюсь поступать в мед, но я не очень люблю математику (да она у меня и не получается). Скажите, пожалуйста, насколько сложна высшая математика и можно ли с весьма «средними» способностями к этому предмету учиться в меде…

    Заранее спасибо.

  17. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    11 Январь, 2011 в 13:19

    Высшая математика была у нас 2 недели на первом курсе, и то в основном как повторение школьной программы. Так что бояться не надо. Здесь важнее физика и особенно химия.

    Главное для учебы в меде — желание учиться, усидчивость и педантичность.

  18. Алина (1 коммент.):

    4 Февраль, 2011 в 15:07

    Я учусь на 3 курсе, и хочу сказать, что учиться очнь сложно 😯 , но терпимо, это конечно не то, что в школе! В школе я училась чуть выше среднего, а в университете ПРИДЕТСЯ сидеть до утра и зубрить на первых годах 🙄 , ну а дальше станет легче. 3 курс сложен тем, что много предметов и информации, которые студент должен знать! 😳 Писали про то что хотят поступать после КОЛЛЕДЖа, да, учиться первые 1,5-2 года будет тяжко, т.к основными предметами будут школьные(химия, физика, биология), так что советаю позаниматься с репетитором по химии, можно и по биологии. Ну а вообще, как повезет, какой преподаватель попадется, и все такое, так что кто решил поступать в МЕД желаю БОЛЬШОГО терпения, целеустремленности, будьте шустрее, и крепких НЕРВОВ!!!

    P.S может кому то покажется, что я преувеличила, но это мое личное мнение (после всего что я прошла) 😎

  19. Даша (1 коммент.):

    7 Апрель, 2011 в 21:34

    я хочу поступать на мед, запал есть, про специфику работы врача знаю много, но вот беда я человек гуманитарного склада ума, понимаю химию и биологию, не отлично но знаю хорошо. математику тоже неплохо решаю, но не выше 8 т. к математ. склада ума нет. Но вот беда единственный предмет, который мне не даётся — это физика. И это единственная причина, по которой я сомневаюсь: А поступать ли на мед тогда? Потому что физика — это беда, много упущено (постоянно менялись преподаватели, да и я её совсем не понимаю, только задачи 2 уровня, ну иногда третьего потом всё дуб дубом). За остальные предметы не беспокоюсь, только физика.

  20. Наташка - чебурашка (1 коммент.):

    20 Июль, 2011 в 09:19

    Сейчас программа немного поменялась, и 3 курс уже не такой сложный как был. Патан, патфиза учаться уже на 2 курсе и в зимнюю 3 курса их сдают, а гигиена и радмед — в летнюю сессию 2 курса сдают. На 2 семестре 3 курса начинаются циклы. Итого — летом сдается не 5 экзаменов, а только 3.

  21. Юлия (1 коммент.):

    7 Сентябрь, 2011 в 17:19

    1 и 2 курс это ягодки, по сравнению с 3. Никак не могу втянуться. Еще и преподаватели раздражают, так много требуют! 🙁

    Не поступайте в мед, поступайте в пед 🙂 все-таки там намнооого легче.

  22. Евгения (1 коммент.):

    6 Май, 2012 в 06:58

    я вот учусь сейчас как раз на 3 курсе в питерской педиатрической академии, скоро летняя сетка 🙁 в голове такая каша, да и у народа, за исключением заядлых ботанов обязательно есть долги по фарме или патфизу 😈 на 3 курсе реально проверяется сила воли, а вот 1 курс для меня вообще несложным был… короче, прав автор — учите фарму со 2 курса — биохимию легче сдавать будет))

  23. Яна (1 коммент.):

    7 Июнь, 2012 в 21:16

    А я сейчас заканчиваю 3-ий курс БГМУ и у меня в осеннем семестре общую хирургию вел тоже профессор Рычагов!!!

  24. Сельма (1 коммент.):

    5 Июль, 2012 в 14:54

    Эх как же у всех все хорошо… Закончила я третий курс. Это конечно что-то… на патшизе — пришли — написали тесты — ушли, даже преподавателя раз в месяц видели, ассистенты тесты раздавали… На патане — 30 человек сидят, друг у друга срисовывают, и печень от легких отличить не могут (потому что по анатомии и по гисте у всех автоматы). С пропедой кому-то повезло, кому-то нет — мы сидели весь год и слушали рассказы ниочем. На экзамене по хирургии можно было 5 раз поменять билет, если вдруг не понравился, а людей которые даже классификацию кровотечений назвать не могли вытянули на четверки… Вроде и учишь, и все понимаешь, но как то интерес теряется… когда нет Учителя. Ни одного, ни по одному предмету… И такое чувство что ничего не знаешь, ничего не умеешь… И практика новая — 70% — самостоятельное обучение. Итог-больше половины на экзамене — с наушником. Печально. С каким удовольствием училась бы 15-20 лет назад… Надежда только на себя.

  25. dmitry (1 коммент.):

    15 Сентябрь, 2012 в 15:02

    обучаюсь в ДВГМУ на 3 курсе и опять чувствую себя абитурой потому что беготня и встаю часов в семь каждый день, прошла пара недель а силы убежали… а впереди еще семестр учиться. Годик продержаться им наступит долгожданный экватор.

  26. владимир (1 коммент.):

    31 Август, 2014 в 18:32

    Согласен сейчас 3 курс самый сложный, испытание силы воли. У нас в челгма на первом курсе я не сдавал экзамены вообще по биологии был троечный автомат. На 3 курсе в челгма сейчас придумали новую учебную программу и стало очень тяжело учиться. Зимняя сессия экзамены : оперативная хирургия, гигиена, микробиология. Летняя сессия экзамены: фармакология, патанатомия, патафизиология, общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней. Все зависит от программы составляемой в вузе и от преподов некоторые чекнутые требует все знать и больше, лояльные требуют только то что нужно в профессии

  27. владимир мальцев (5 коммент.):

    31 Январь, 2015 в 15:09

    С 2013 года вступил фгос образовательный стандарт 3 поколения направленный на увелечение количества практических , улучшения качества преподования и уменьшения количества часов по гуманитарным предметам. При этом интернатура отменяется студент врач после получения диплома, должен отработать 3 года участковым терапевтом, и только потом ординатура 2-5 лет. Зато биология экзамен как был так и есть , философия экзамен, озо экзамен, бжд и медкатастрофа экзамен, физкультура вместо 2 лет идет до 6 курса. Что -за идиотизм, куда мы катимся, в образовании. Жаль что я очусь на 3 курсе и не закончил раньше этих лохо-законов, которые приведут к развалу здравохранения

  28. владимир (5 коммент.):

    17 Июль, 2015 в 19:01

    Наконец то я закончил 3 курс, для меня этот курс стал самым неповторимым и интересным , изучение клинических дисциплин которые закладывают фундамент в будущей профессии и не обойтись ни в одной специализации, волнения и переживания и море драйва вот что мне удалось испытать, жаль что это не повторяется

Напишите свой комментарий:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после индивидуального ответа. Если во время отправки сообщение было по какой-то причине заблокировано антиспамом, вы увидите белую страницу и сообщение об ошибке. Если все отправилось нормально, то в адресной строке браузера появится окончание URL (ссылки) в виде ...#comment-113726 В этом случае ожидайте ответ по e-mail (если правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких часов до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.