Учеба на 4-6 курсах БГМУ

Написано: 1 Февраль, 2010 в категории Мои мемуары

Ранее я писал про учебу на первом, втором и третьем курсе минского медуниверситета. Сегодня расскажу о второй половине своей учебы (4-й, 5- и 6-й курсы) на лечебном факультете. Она гораздо более спокойная и размеренная. Посещение деканата, оказывается, — это совсем не страшно.

Начиная с 4-го курса, меняется сам принцип учебы. До третьего курса включительно предметы изучались на протяжении целого семестра по 2-4 академических часа каждую неделю, чередуясь с лекциями. Начиная с 4-го курса, учеба происходит по циклам. Это значит, что в течение семестра на освоение каждого предмета отведено по несколько дней подряд по 4-5 астрономических часов учебы ежедневно. Если экзамен в конце курса, то в следующем семестре будет еще один цикл с тем же или отличающимся числом дней.

Учеба по циклам имеет свои преимущества и недостатки. Теперь мы меньше мотались по городу (в течение дня нужно только на 5-часовое занятие по предмету и на 2-часовую лекцию). Поскольку предметы были клинические, кафедры с аудиториями для студентов располагались по всему городу в разных больницах. Сложность заключалась в том, что на первое занятие цикла ни в коем случае нельзя было опоздать, иначе можно не найти свою группу и потом долгое время блуждать по незнакомой больнице в поисках учебного кабинета. Мобильников у студентов тогда еще не было (первый телефон появился в нашей группе только на 6-м курсе), пейджеров (односторонняя связь) тоже были считанные единицы.

Еще одна особенность учебы на циклах — разобщенность студентов. У разных групп один и тот же цикл идет в разное время. Если предмет серьезный или после него сдается дифференцированный зачет с оценкой, как на экзамене, то студенты готовятся и учатся. Но учится только эта группа. Остальные гуляют, ведь этот цикл у них уже прошел или еще впереди. Учиться, когда другие однокурсники валяют дурака, психологически намного тяжелее. В этом плане мне больше нравилась учеба на первых 3 курсах, потому что у всех зачеты и семинары проходили в течение одной недели, и студенты из параллельных групп допоздна учили тоже самое, что и ты, в ужасе думая, что ничего толком не знают.

Самая большая проблема во время учебы на 4-6 курсах - мотивация. Постоянно учить теорию надоедает. Преподаватели также не всегда стремятся заинтересовать студентов своим предметом. На старших курсах, в отличие от младших, почти нет ежедневных опросов и проверок домашнего задания. Поэтому лишь малая часть студентов по вечерам читает учебную литературу. Некоторые откровенно валяют дурака, проводя время у телевизора или читая художественные романы (интернета у нас тогда не было). Отдельные студенты устраивались подрабатывать в больницы.

Не избежал проблем с мотивацией и я. Несмотря на то, что мне всегда нравилось учиться, на 5-6 курсе учеба надоела. Запись лекций начала казаться пустой тратой времени. Какой смысл писать то, что должно быть в цифровом варианте? Теперь я больше слушал, записывая только самое интересное. К концу 6-го курса один лишь виду лекционной аудитории в течение 10 минут навевал на меня "крепкий здоровый сон". В сочетании с голосом лектора это время сокращалось до 5 минут, ведь мало кто из преподавателей способен сделать из лекции шоу в стиле Жириновского. Чтение учебной литературы также склоняло меня ко сну очень быстро.

Учиться помогали несколько вещей:

  1. чтение свежеизданных и толково написанных учебных книг. Когда в университетской библиотеке выдают учебную литературу, изданную 10-12 лет назад, я понимаю, что изучать "мертвецов" мне совсем не хочется. Зато недавно напечатанный учебник с большим количеством схем и рисунков я с удовольствием любил читать. Хотя бы для внутреннего ощущения того, что этот предмет ты усвоил. Особенно много картинок было в переводных зарубежных учебниках.
  2. посещение медицинских выставок. О них я писал раньше, повторяться не буду. Скажу лишь, что к окончанию вуза я лучше всего разбирался в тех болезнях и лекарствах, информацию о которых собирал на выставках.
  3. неплохой стимул к учебе может дать работа (подработка) на скорой и в отделениях интенсивной терапии в качестве среднего или младшего медперсонала. Там можно проверить свои знания в реальных ситуациях, ведь лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз прочитать. Далеко не каждый студент за время учебы сможет увидеть приступ бронхиальной или сердечной астмы, поставить диагноз внутричерепной гематомы. В отделениях реанимации можно увидеть ИВЛ, назоинтестинальные зонды, переливание крови, много всевозможных анализов в динамике при тяжелых состояниях, выучить дозировки и формы выпуска основных лекарственных препаратов. От нас обычно не требовалось рассказывать лечение с указанием дозировок, поэтому дополнительные знания могли произвести на окружающих студентов такой же эффект, как небрежно вынятый из кармана Apple iPhone 3G. Главное - соблюсти баланс между интересом к учебе и достаточным количеством времени на нее.
  4. Еще очень стимулировало интерес к учебе чтение иностранных медицинских журналов. На 4- и 5-м курсе можно было бесплатно дополнительно изучать английский со сдачей экзамена в конце обучения (оценка учитывалась как экзамен в сессию). Как обязательный предмет иностранный язык изучается на 1- и 2-м курсе со сдаче дифференцированного зачета в конце. На старших курсах можно учиться дополнительно. Я старался, но слабо представлял себе, где впоследствии реально пригодится моя корочка переводчика медицинской литературы. Однако факт остается фактом: после чтения ведущих англоязычных медицинских журналов мне хотелось читать профильную учебную литературу на русском.

Медуниверситет отличается от других вузов тем, что здесь обычно учатся 6 лет, и только стоматологи — 5 лет. Здесь нет курсовых и дипломных проектов. Зато на каждой клинической дисциплине к концу цикла надо написать учебную историю болезни. Она отличается от обычной не всегда нужными подробностями. Это в своем роде подготовка студентов к большому объему писанины при работе врачом. На написание каждой истории болезни примерно тратится один вечер, если писать от руки.

После 5-го курса студентов лечфака делили на 3 потока, учитывая средний балл и их пожелания. Сложнее всего было попасть на субординатуру в качестве акушеров-гинекологов, чуть проще - в качестве хирургов. А на терапию брали всех. Впоследствии механизм распределения студентов несколько усложнился (подробнее).

Учеба на 6-м курсе отличается полным безразличием и ожиданием "дембеля". Зимней сессии вообще нет, средний балл на весенний семестр берется из оценок по летней практике, сданной еще в сентябре. На 6-м курсе мало кто учится. Большинство "выезжает" на знаниях, полученных за первые 5 курсов. Некоторые устраиваются подрабатывать медсестрой или медбратом.

На 6-м курсе в университете ко Дню студента открылся первый компьютерный класс с бесплатным доступом в интернет (линия 256 кбит/с на 14 компьютеров). Учитывая общую дороговизну интернета в Беларуси (тогда был только dial-up), подарок ректората можно сравнить только с запуском алкоголика на вино-водочный склад. Я был страшно рад, что интернет не появился в вузе на год или два раньше, потому что пришлось бы делать тяжелый выбор между сайтами и учебой. Впрочем, через пару месяцев почти ежедневного сидения в интернете "алкоголику" стало гораздо легче. Благодаря alma mater я посмотрел много разных интернет-страниц, что в конечном счете пригодилось при создании этого блога.

Конец зимы и первая половина весны 6 курса у всех проходила в хлопотах о распределении (о своем я немного писал ранее).

Подводя итог, можно сказать, что учеба на 4-6 курсах куда больше похожа на обычную студенческую жизнь, чем первые 3 курса. Главная проблема — недостаток денег. Хотя, по моему субъективному мнению, с развитием интернета в этом плане стало проще. Современные студенты с трудом представляют себе учебу без компьютеров и мобильников. А я с трудом представляю себе учебу без ксерокса. Как подумаю, какой объем расписаний, заданий, вопросов и ответов приходилось переписывать студентам 25-30 лет назад, охватывает тихий ужас. И вспоминаю постоянную очередь в дневное время к университетскому ксероксу (не самому дешевому, кстати).

Последние месяцы 6-го курса прошли в ожидании выпускного (где? с кем? почем? когда?), изготовления общей фотографии и государственных экзаменов (я расставил по степени важности). На "госах" неудовлетворительную оценку все равно вряд ли поставят.

Как вы думаете, был ли я очень счастлив, получая диплом? Нет, самым счастливым человеком я был, когда сдал сессию после первого курса. После шестого курса особой радости я не испытывал - впереди была новая, неизвестная жизнь и большой груз ответственности.

Материал был полезен? Поделитесь ссылкой:


комментариев 16 к заметке «Учеба на 4-6 курсах БГМУ»

  1. Марат (17 коммент.):

    1 Февраль, 2010 в 23:01

    Спасибо за ваши потрясающие статьи и за сайт в целом! Узнал много из того, что мне еще только предстоит! Сам учусь на втором курсе Ижевской Государственной Медицинской Академии (Россия, Удмуртская республика), недавно закрыл зимнюю сессию… Радости нет предела. Я вот что хотел спросить: есть ли смысл стремиться на первых 2-3 курсах устроиться работать в больницу с целью набраться опыта или же все же лучше это делать чуть позже, имея определенный запас теоретических знаний? Сейчас нас учат только общим практическим навыкам, типа уколов и т.д.

  2. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    1 Февраль, 2010 в 23:33

    Раньше 5-го курса, думаю, никуда устраиваться не стоит. Сперва надо получить теоретические знания. Все равно после каждого курса будет практика, где при желании всегда можно набраться опыта.

  3. Крыса учёная (194 коммент.):

    2 Февраль, 2010 в 12:43

    Во время моей учёбы самая большая проблема была с учебниками. Кроме того, что они в подавляющем большинстве были старыми, их остро не хватало на всех. А ездить в библиотеку из дома как то не вызывало удовольствия (это более часа на трамвае). Свободного времени было очень мало, т.к. занятия начинались с 8 утра и почти каждый день до позднего вечера (с переездами, разумеется). Купить мед. книги было очень сложно из-за крайне малых тиражей. Иногда в магазин поступало всего несколько экземпляров. Ни о каком ксероксе разговор даже и не шёл. Ведь этот «буржуйский» аппарат позволяeт очень быстро печатать прокламации. А купить пишмашинку м.б. только по разрешению! И ведь не так давно это всё было абсолютно реальной жизнью! Я считаю, что несмотря на все финансовые трудности, работать студент не должен, по крайней мере первые 4 года. Сейчас объём знаний настолько велик, что переработать его человек физически не в cостоянии. А что можно усвоить после тяжелого рабочего дня?

  4. Константин (19 коммент.):

    2 Февраль, 2010 в 16:20

    Насчет ксерокса. У меня тетка работала на ИВЦ, и там был КСЕРОКС. Я был очень выгодный приятель 🙂
    С книгами были проблемы, но я жил в 5 минутах ходьбы от библиотеки, так что особого напряга в доступе к знаниям у меня не было.

  5. Докторишко (51 коммент.):

    16 Февраль, 2010 в 03:56

    Автор не упомянул еще один серьезный недостаток «цикловой» системы обучения на 4-6 курсах. Меня это очень сильно доставало и раздражало.

    Подавляющее большинство циклов очень короткие 1-3 недели. Часто, конце 2-х недельного цикла идет экзамен. Это очень быстро. У студента нередко возникает ситуация, когда по объективным причинам учиться невозможно. И если при сессионной системе можно наверстать упущенное, расставив приоритеты, то при «цикловой» системе это невозможно. Приходится рвать с места в карьер.

    Побочный эффект подобных событий — очень многие важные предметы проходят мимо тебя.И хотел бы, да не сложилось. В результате банальное день рождения у соседа по комнате имеет довольно тяжелые педагогические последствия, в виде различной степени геморроя на экзаменах.

    Еще один нюанс. На кратких циклах программой не предусмотрено времени на подготовку к экзамену. То есть, еще вчера у вас было практическое занятие, а сегодня экзамен. Подготовиться, даже если захочешь не сможешь. Напрягает дико и имеет «дикие» последствия для зачетки. У всех моих знакомых, очень умных людей, по этой причине были неудовлетворительные оценки в зачетке. Когда отличная сессия разбавлялась двойкой из-за принципиальности некоторых профессоров. Так мне поставили два балла по акушерству с формулировкой — «молодой человек, этот вопрос вы не имеете права не знать. Свободны». Хотя я ответил на два вопроса из трех, но с гестозами, по вышеописанным причинам, не срослось. Менее азартные и более амбициозные просто платили, дабы нивелировать эффект рулетки.

  6. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    16 Февраль, 2010 в 14:10

    Спасибо за комментарий. Экзамены у нас были только в период сессии. Из того, что мы сдавали сразу после цикла, припоминаю разве что дифференцированный зачет по туберкулезу, но и там были лазейки в виде написания научной работы для студенческой научной конференции с выставлением оценки «автоматом».

  7. Крыса учёная (194 коммент.):

    18 Февраль, 2010 в 19:36

    Экзамены у нас были только в период сессии.

    Это абсолютно законно. Никаких экзаменов в промежутке между сессиями быть не должно. Другое дело, что дифзачёт иногда превращался в экзамен… Вообще, катастрофически увеличивается количество информации, и всё запомнить абсолютно нереально. Если ты какое-то время не смотрел в интернете, то чувствуешь, что отстал, так быстро появлятся новое.

  8. Докторишко (51 коммент.):

    19 Февраль, 2010 в 01:39

    Увы, но у нас экзамены и дифзачеты были сразу после цикла. Это плохо, но не самый худший вариант. Цикловая система хороша, но при этом, содержит кучу недостатков. Экзамены одни из них.

    Как ни сдавай, а все равно выходит раком. Сразу после цикла — не успеваешь подготовиться, в конце — успеваешь все забыть.Я не представляю, как можно сдавать предмет, когда серьезный цикл у тебя был в начале семестра, а экзамен. в конце. И когда последнее упоминание о предмете, по известным причинам, ты слышал полгода назад.

  9. Врач скорой помощи (1647 коммент.):

    19 Февраль, 2010 в 02:03

    Докторишко, если пара месяцев после экзамена является большой проблемой, то как насчет практической работы врачом, когда экзамен в вузе сдан НЕСКОЛЬКО лет назад? 😉

  10. Крыса учёная (194 коммент.):

    28 Февраль, 2010 в 15:24

    Информация, естесственно, имеет свойство забываться. Но для чего книги и всемирная библиотека — интернет?

  11. Holmes (4 коммент.):

    18 Август, 2010 в 19:08

    Спасибо вам большое! очень всё интересно и очень нужно для меня)))) это почти «справочник по выживанию в БГМУ»)))))) много дельных советов) Спасибо ещё раз! :mrgreen:

  12. Настя (2 коммент.):

    6 Март, 2012 в 23:56

    К цикловой системе необходимо привыкнуть… и недостатками ее является то, что только ты сдал экзамен тебе нужно бежать в библиотеку , что бы занять там очередь и получить книги на следующий цикл… потом мчаться домой и садиться учить новую тему… очень тяжело делать это после экзамена… хочеться хоть денек отдохнуть…

  13. Мама студента медуниверситета (1 коммент.):

    21 Июнь, 2012 в 12:09

    Спасибо за мемуары. Поддерживаю своего студента в трудной учебе, а Вы поддерживаете меня ❗

  14. Мария (1 коммент.):

    25 Август, 2013 в 16:48

    Спасибо за этот блог. Теперь я знаю что будет в мед университете, куда я хочу поступить.
    И теперь это не темный лес. Я сделала для себя выводы.

  15. Владимир 5 курс (5 коммент.):

    12 Февраль, 2017 в 18:42

    Сейчас в медвузе сделали как в техническом вузе на 6 курсе в мае нужно защитить дипломную называется НИРС, но требования написаны к дипломной работе не было печали, госпитальная хирургия, травматология в январе + госы+ аккредитация тяжко стало учиться. В итоге даже если получишь диплом ,но это лишь бумажка сможешь ли найти работу и работать за такую мизерную работу, везде в хороших местах требуют опыт работы другой вопрос. Лишь бы эта бумажка приносила радость ,а не наоборот пылилась на полке и вызывала печальные воспоминания, так как работать придется вовсе не врачом

  16. Мать студента-медика (1 коммент.):

    1 Апрель, 2017 в 14:05

    Нет ли у кого либо рекомендаций, что можно подарить студентке 3 курса (будем считать, что четвертого — третий уже на исходе) из книг? Тут упоминался дефицит в советское время, а сейчас такой избыток литературы, что не медицинский родитель теряется. А подарить разных книг хочется (на первых курсах ей хорошо зашли атласы и справочники — более яркие и современные, чем библиотечные).

    Ответ автора сайта:

    А вы у нее спросите, что ей можно купить по учебе. Ей же виднее.

Напишите свой комментарий:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после индивидуального ответа. Если во время отправки сообщение было по какой-то причине заблокировано антиспамом, вы увидите белую страницу и сообщение об ошибке. Если все отправилось нормально, то в адресной строке браузера появится окончание URL (ссылки) в виде ...#comment-113726 В этом случае ожидайте ответ по e-mail (если правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких часов до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.