Аутизм. Рассказ матери об аутичном ребенке и его социализации

Если аутичных ребятишек вовремя поддержать, многие из них смогут избежать инвалидности.

Симптомы этой болезни можно заметить у многих знаменитых людей: Стивена Спилберга, Вуди Аллена, Альберта Эйнштейна… Список людей с признаками аутизма можно продолжать бесконечно! Именно подобные списки помогают родителям аутистов не терять надежды на то, что их дети смогут жить в обществе. Понятие «аутизм» (от греческого аutо — сам) означает углубление, уход в себя. Так, например, ребенок, страдающий аутизмом, может не среагировать на укус пчелы, но испуганно закричит от страха во время дождя. Он может привязаться к какой-нибудь вещи, но почти не реагировать на собственную мать. Многие дети с этим расстройством не хотят выходить из дома, а некоторые так и не начинают разговаривать…

Героиня статьи призналась, что она не любит фильм про мужчину с аутичными отклонениями «Человек дождя». В фильме отец аутиста завещает все имущество психиатрической клинике, в которой живет его сын… «У меня нет денег, которые я могла бы оставить клинике, к тому же меня не радует мысль о том, что мой сын может оказаться в подобном заведении!» — говорит она. И надеется, что ее история поможет родителям таких детей бороться за право аутистов жить в обществе, а не в доме для инвалидов.

«Тимур — долгожданный ребенок, мы готовились к его рождению. Но скоро я поняла, что он отличается от моего старшего сына. Конечно, и старший тоже был «не подарок», но чтобы так кричать, независимо от того, сыт он или голоден, сухой или мокрый… Малыш рос, и я стала замечать другие особенности: он избегает смотреть в глаза, не интересуется другими детьми, и вообще ничем не может долго заниматься… Зато энергии у него на троих: даже когда ел, не мог сидеть. Жует пирожок и наворачивает круги по нашей семиметровой кухне. Его невозможно было остановить…

Когда настало время идти в детский сад, мы отправились к логопеду. Там, в кабинете специалиста, Тимур увидел игрушечный самолетик и стал с ним играть. Логопед пыталась установить с моим сыном контакт, как-то привлечь его внимание. Куда там! Тимур молчал! Логопед поставила нам «ранний детский аутизм (РДА)» под вопросом и направила к психоневрологу.

В саду также начались проблемы: Тимка каждое утро плакал, а воспитатели жаловались, что Тимур не слушается, не ест, не умеет самостоятельно одеваться… В группе он играл только сам с собой, почти ни с кем не говорил. Меня успокаивали: мол, мальчик не «детсадовский», со временем привыкнет. Потом все согласились, что мой особый ребенок не может идти в общем течении. Но детских учреждений или групп для аутистов нет. Есть коррекционные группы для детей с ЗПР, логопедические для детей с проблемами речи, специальные сады, которые могут посещать дети с ДЦП… а для нас ничего.

Наконец, мы попали в логопедическую группу. Можно сказать, для Тимки сделали исключение. Но программа логопедической группы — систематические занятия с дефектологом — не слишком подходят для тех детей, у кого есть трудности в сфере коммуникации.

Во время очередного визита к психоневрологу я услышала страшное: «Давайте оформлять инвалидность». Наверное, у каждой матери необычного ребенка эти слова вызывают шок: одно дело — воспитывать «особенного» ребенка, и совсем другое — когда тебе выписывают пенсию по инвалидности, бесплатные лекарства и дают понять, что медицина тут бессильна…

Мне до сих пор кажется, что что-то тут неправильно. Ну какой Тимур инвалид, когда мы с ним три года плаваем в большом бассейне, а по вечерам обливаемся ледяной водой по системе Иванова? За прошлый год мой мальчик болел только раз, температура держалась сутки. Может, слишком большая это роскошь — вычеркивать из общества здоровых, умных, пусть себе и дисгармоничных аутистов? А заодно их молодых и трудоспособных матерей, которые вынуждены ухаживать за инвалидом.

Нам было рекомендовано надомное обучение, но я решила отдать ребенка в школу. Именно общеобразовательную, чтобы он с детства общался с обычными детьми. Я пошла в районный отдел образования и попросила найти нам такого же друга, чтобы было с кем идти в интегрированный класс. Но оказалось, что мой сын единственный такой на весь Первомайский район.

Сейчас, когда в Минске появилось общественное объединение родителей аутистов, я знаю, что в столице около 200 семей с такими детьми. Это официальная цифра. Есть и другая, раз в десять больше. Не каждая мать найдет в себе силы, чтобы признать психиатрический диагноз у ребенка. Но чтобы бороться с проблемой, прежде всего нужно ее признать. Мы это сделали, и с тех пор не делаем тайны из своего диагноза. И Тимке я говорю правду: «Ты отличаешься от других людей, но я знаю, что ты найдешь силы, чтобы жить в нашем обществе».

Были и другие причины, чтобы не сидеть с Тимуром дома. Я люблю свою работу и не хотела бы ее бросать. И детей у меня двое. Я их воспитываю одна и не могу позволить семье жить только на пенсию и государственное пособие.

аутичный ребенок

В районном отделе образования мне предложили место в интегрированном классе (в таких классах учатся дети и здоровые, и особые). Особых сначала было только двое — мой Тимур и девочка со слабым слухом. В классе параллельно с учителем работает педагог-дефектолог. Дефектолог забирает «интегранят» к себе в кабинет на уроки, которые требуют большего внимания. А на переменах и других уроках «особые» — вместе с другими детьми. Девочка та, кстати, поправила слух и учится с классом, зато Тимуру добавили двух мальчиков. Они втроем идут по программе «с трудностями в обучении». Опять же — хорошая программа, но не для аутистов. У нас же другие трудности…

Два первых года Тимуру было очень непросто, несмотря на то, что нам повезло с учительницей. Уже первого сентября начались неожиданности: после урока Тимур сбежал. Он смог незаметно выйти из школы, хотя я ждала у входа. Мы нашли Тимура на площадке в детском саду. Учительница тогда ему сказала, так спокойно и уверенно: «Тимур, ты решил посетить детский сад? Хорошо, молодец. Только в следующий раз, когда тебе опять что-то захочется, ты скажи мне, а я тебе помогу».

Тимур до сих пор гиперактивный, раньше мог без разрешения встать среди урока и пойти, что-нибудь делать. Учительница и это понимает: когда она видела, что Тимур начинал вертеться, давала ему поручения: мол, открой шторку, намочи тряпочку. Позволяла ему сесть, куда захотел. В первом классе он выбрал последнюю парту и сидел один, а сегодня любит учиться с соседями. Педагог смогла объяснить детишкам его особенности — молчаливость и нелепые высказывания на уроках, рассеянность, «ужасное» поведение. Наши детки действительно иногда ведут себя как инопланетяне, которые только сошли на Землю с космического корабля. Тимка мог насобирать по дороге в школу дождевых червей и в полумрачном коридоре сунуть этот «подарок» в руку учительнице, или в столовой разбросать еду и сообщить: «Лучше умереть, чем есть лепешки». Нужно быть настоящим педагогом, чтобы понять причину такого поведения: в действительности мой «инопланетянин» всего лишь прочитал сказку про Малыша и Карлсона. И процитировал слова главного героя, которому тоже кажется, что «лучше умереть, чем есть цветную капусту».

Конечно, были и очень тяжелые периоды. Например, Тимур так и не смог привыкнуть к группе продленного дня. Разбитые стаканы, вазоны, оборванные обои, разбитый унитаз — это все мой Тимур. Причем обо всех неприятностях я узнавала из уст учителя или детей. Аутисты не умеют рассказывать, я только по взгляду «в никуда» и внезапным слезам ночью могла догадываться, что что-то с Тимкой не то. Иногда моя голова шла кругом, я думала: вот доработаю неделю и все, заберу на надомное обучение. В такие минуты нас поддерживала психоневролог: «Подождите еще пару недель, а там, может, наладится». Так мы тянули почти два года. Мне пришлось перейти на сокращенный рабочий день и найти няню, которая забирает Тимура сразу после уроков. А потом… случилось небольшое чудо.

Я хорошо помню этот день — 31 мая. Тимур как раз закончил второй класс, и вечером он мне сказал: «Мама, я уже взрослый, пойду в третий класс, поэтому вредничать больше не буду». И до сих пор выполняет свое обещание. Сегодня он себя ведет как обычный мальчик — искренний, любопытный, немного наивный. Думаю, в школе его многие полюбили. И наша школа № 203 действительно может гордиться, что смогла интегрировать такого трудного ребенка.

У аутистов обычно сохранен интеллект, им нужно просто помочь адаптироваться в нашем мире. И мой опыт показал, что у таких детей потребность в общении можно развить. Тимур уже увидел вокруг себя других детей, он может бегать с ними, кататься с горки… У нас есть друг — правда, намного моложе моего сына. Тимке так проще, так как ему трудно договариваться. Ему хочется дружить и со сверстниками, только он пока не знает, как это делается. Я надеюсь его научить.

Я иногда думаю, что если бы не отвела Тимку в сад и школу, то мой сын сидел бы сейчас один. Да, у нас сейчас инвалидность, но каждые два года диагноз будут пересматривать. Мы надеемся когда-нибудь проститься с ним навсегда.

Я рассказываю о своем опыте на форумах в интернете. Многие родители потеряли надежду на то, что их ребенок, с тем же диагнозом, сумеет социализироваться. Но я вижу своего сына, который очень изменился. Да, его еще легко обидеть, обмануть: социальный интеллект развивается медленно. Если чужой человек возьмет его за руку, то он пойдет с ним. Но только из-за этого считать ребенка безнадежным инвалидом — неправильно.

Я уверена, что нужно создавать больше интегрированных классов. Они нужны не только детям с диагнозами, но и здоровым. Почему? Я объясню. Мой Тимур очень рассеянный, может забыть в коридоре портфель или в столовой забыть, зачем он туда пришел. Одноклассники опекают Тимура, не унижая его достоинство. Просто поднесут тот портфель или поставят перед ним тарелку. А один очень правильный семилетний мальчишка, когда увидел, что я злюсь за что-то на Тимура, даже упрекнул: «Как вы можете на него ругаться? Тимур же просто необыкновенный человек!»

Согласитесь, эти слова стоят сотни разбитых стаканов!

Наталья Таливинская, 6 апреля 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=95611&idate=2012-04-06

 
Заместитель председателя международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» Василий Матусевич:

— По статистике, во всем мире один из 150 рожденных детей имеет аутичные нарушения. Аутизм — это сложное нейробиологическое расстройство человека, которое длится в течение всей жизни. У детей с аутизмом обычно нет проблем с физическим здоровьем, просто у них иначе устроен мозг, они по-другому воспринимают социальные связи. Это инвалиды не труда, не тела, а инвалиды общения, коммуникации, входа в социум. Такие дети не вписываются в те правила, которые им предлагает современное общество. Аутистичные отклонения понижают способность человека общаться и налаживать контакты с другими людьми. Конечно, есть так называемые «легкие» формы — это когда с малышом никто не хочет дружить, потому что он рассеянный чудак, который в десять лет не может зашнуровать ботинки. Но есть и более сложный уровень аутизма — когда ребенок очень тяжело воспринимает сам факт своей жизни и потому старается спрятаться, уйти в свой вымышленный мир: мир движений, правил, режимов, где ему все кажется понятным и безопасным. Уже взрослыми мы не увидим их в городе, потому что они не могут с нами общаться: они прячутся в четырех стенах, так как осознают свою особенность как погрешность. Если не оказать таким людям квалифицированную помощь в детстве, не адаптировать их, то они настолько погружаются в себя, что, будучи уже взрослыми, не могут даже обслуживать себя. У нас такие люди считаются инвалидами.

На этой неделе прошел Всемирный день распространения информации об аутизме — общественные организации всего мира стремились донести до родителей, специалистов и властей информацию об этом отклонении. Особенно это необходимо нашей стране, потому что у нас не хватает квалифицированных специалистов в вышеназванной сфере и новых современных методик для помощи таким людям. Если на эту проблему государство обратит больше внимания, то такие «инвалиды» смогут не просто адаптироваться в социуме, а принести обществу много пользы.

 

Вторая беременность и аутизм

В последние несколько десятилетий количество исследований пренатального (предродового) периода резко выросло. Что и понятно: это тот период, который закладывает основу здоровья (и, соответственно, заболеваний) на всю оставшуюся жизнь. Известно, что если мать набирает вес сверх нормы, то риск ребенка заболеть диабетом возрастает; что низкий вес при рождении может повысить риск сердечно-сосудистых заболеваний в течение жизни; что воздействие токсинов, включая алкоголь, может спровоцировать дефекты развития. Не так давно определили и еще один интересный момент.

В 2011 году ученые Колумбийского университета выяснили, что вероятность аутизма у второго ребенка возрастает более чем в три раза, если зачатие произошло в течение 12 месяцев после рождения первого. Если второй ребенок зачат через 12-23 месяца, то риск аутизма повышается вдвое по сравнению с детьми, зачатых через три года и позже.

Пока неизвестно, что является причиной — недостаток питательных веществ или биохимические изменения, но после первой беременности в организме женщины происходит что-то, способное повлиять на следующую беременность. Это открытие дополняют другие исследования, некоторые из которых показали, что короткие интервалы между беременностями могут повлиять на «закладки» определенных психических болезней — шизофрении, например.

Причиной аутизма может быть множество факторов — от генов до окружающей среды. Результаты работы ученых из Колумбийского университета продемонстрировали влияние окружающей среды, которое не имеет ничего общего с генетикой, но создает условия, приводящие к этому диагнозу.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения, для рождения здорового ребенка между беременностями должно пройти не менее 24 месяцев.

29 октября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://zviazda.by/2014/10/59009.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 9
  1. Ирина  (1 коммент.)

    Случайно обнаружила на вашем сайте рассказ о себе и своем сыне. Спасибо вам большое!

    У нас все хорошо, Тимур уже ходит в 4 класс, по-прежнему любит плавать и читать, терпеть не может математику, зато шпарит полюбившиеся книги наизусть целыми страницами. Мы с ним ведем дневник на сайте autism.by. И вместе с другими родителями кое-чего дообились в части прав детей-аутистов на обучение в общеобразовательных учреждениях.

    Мамы и папы, не сидите дома и не думайте, что таких «ужасных» детей, как у вас, больше нигде нет! Объединяйтесь и помогите своим детям освоиться в этом мире

  2. Юлия  (1 коммент.)

    Спасибо Вам огромное! Моей дочери 3 годика, всё очень похоже, ходим на зянятие к дефектологу, сама занимаюсь с ней и вижу прогресс. Никогда не сдамся. А такие истории как Ваша добавляют ещё больше сил и веры!

  3. Нелли  (1 коммент.)

    здравствуйте. Моему сыну 2,4. он не разговаривает вообще. подскажите что нужно делать чтобы он сказал первые слова?

  4. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    В первую очередь надо обратиться к логопеду (дефектологу), чтобы определить, что случилось с ребенком. Заочно поставить правильный диагноз обычно нельзя.

  5. Татьяна  (1 коммент.)

    Спасибо большое за рассказ. У нас похожая проблема. Нашему Сашке 2,7, ведет себя так как вы и описываете своего ребенка. У нас были сомнения по поводу дет. сада, но после прочитанного точно попробуем.

  6. иннеса  (1 коммент.)

    Спасибо огромное за ваш рассказ, искренне рада за вас, вы это заслужили. Нам ставят сенсорную алалию, но я уверена, что это аутизм. Сыну 3 года.

  7. Наташа  (1 коммент.)

    сейчас есть специальные организации, которые помогают и родителям и детям аутистам, например как фондокеан.рф

  8. света  (1 коммент.)

    Моему сыну через несколько дней будет 3 года. У нас диагноз аутистичеткие тенденции. Я и сама вижу, что что-то не так с ним. На первый взгляд обычный мальчишка. Но он совсем не разговаривает, не проявляет особого интереса к сверстникам и он однообразно играет — катает туда — сюда паровозик, мало эмоционален, плохо реагирует на свое имя, как будто не его зову. сидит и занимается своим делом. Это признаки аутизма. В остальном все нормально, как мне видится. Кушает все, спит днем и ночью хорошо, любит новые места и игрушки. Выучили с ним цифры, цвета, геометрические фигуры, животных, автомобили и технику и многое другое. Что не спроси, он почти всегда укажет правильно. Например: где красный треугольник? Из четырех вариантов указывает верно. Я думаю нам помог очень планшет с различными развивающими заданиями. Любит играть в прятки. Ищет меня на звуки: ку-ку-ку. А сам не прячется, не понимает, что от него хотят. Многих вещей не понимает, что от него хотят. Как его научить? Иногда накрывает паника, что делать, как быть. Врачей-специалистов в этой области в нашем городе нет. Пока вся надежда на свое чутье и желание помочь своему чаду. Помогите советом кто что знает, сталкивался с такими проблемами. Заранее благодарна. С уважением, мама Света.

    Ответ автора сайта:

    Уважаемая Света, советую вам общаться с другими родителями, которые столкнулись с аналогичными проблемами. Пролще всего это сделать в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук и др.). Например, поиск по слову «аутизм» Вконтакте выдает 254 сообщества, среди которых вы обязательно найдете для себя что-то полезное.

  9. Мария.  (1 коммент.)

    Врач-психиатр сказала голосом не терпящем возражения и каких-либо вопросов: «Ваш ребёнок — инвалид». Дочь плакала. У меня стучало в голове. Было тяжело.Но руки не опускаем.Внуку 5 лет. Ходит в логопедический детсад. Посещает занятия у нейропсихолога. Вопросов много, ответов на них мало. Пока нам сказали, что на следующий год к школе внук не будет готов. Успехи есть, но развитие идёт медленно. Огромное спасибо маме Тимура за «Аутизм. Рассказ матери об аутичном ребенке и его социализации». Сколько любви к сыну, сколько сил мама вложила в воспитание ребёнка! Читая об успехах Тимура, я надеюсь на лучшее и ещё с большей энергией, с большей настойчивостью мы с дочерью будем учить внука и заниматься его здоровьем. Всем успехов в воспитании детей!

Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.