Отделение раннего вмешательства: лечение речевых, нейросенсорных и моторных нарушений у детей

Гомельские медики творчески переосмыслили европейские методики и приспособили их к нашим условиям.

— Если раньше все новые разработки и методики мне приходилось буквально проталкивать, то после вручения премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» ситуация изменилась кардинально. Все ко мне стали сами забегать и предлагать что-то новое. А несколько лет назад, когда Министерство здравоохранения запустило в жизнь идею создания подобных подразделений в регионах и мы начинали создавать отделение раннего вмешательства, многие не понимали необходимости этой работы.

 

Не по шаблону

Сегодняшний результат работы отделения раннего вмешательства Гомельской центральной городской детской поликлиники — значительные успехи в создании системы ранней диагностики и коррекции речевых, нейросенсорных и моторных нарушений у детей. Методики ранней диагностики и коррекции используются европейские, но творчески переосмысленные и приспособленные к нашим условиям. Дети, попадающие сюда с очень сложными отклонениями в развитии, родившиеся с малым весом (950-граммовые младенцы здесь не редкость), после курса комплексной коррекции выходят практически здоровыми. За последние три года ни у одного из детей, родившихся весом ниже нормы и родители которых вовремя обратились в это отделение, не обнаружено потом ДЦП. Многие смогли наверстать в развитии своих сверстников.

отделение раннего вмешательства

— У нас нет лечения курсами, как в обычной поликлинике, — говорит заведующая отделением Галина Шевко, — соответственно, не шаблонный подход к нашим маленьким пациентам. Чтобы докопаться до истины, нередко приходится обследовать ребенка командой, в сложных случаях — не один раз.

Главный врач поликлиники Владимир Пинчук не считает наработки учреждения чем-то неординарным. Говорит, это — накопленный опыт, а также специалисты, каждый из которых уникален по своим отношениям к работе и знаниям, приобретенных за пределами страны. Действительно, и психолог, и логопед, и невролог, и сурдолог, и заведующая отделением учились в Великобритании, Голландии, Германии… И продолжают учиться каждый день вместе со своими пациентами и их родителями.

— Без последних вообще ничего не может быть, — уверена Галина Шевко.

 

Сонечка-солнышко

А началось все с Сонечки. Имя этой девочки Галина Анатольевна произносит так, что сама светится, как солнышко. Это был действительно эксперимент, так как ребенку, родившемуся в 27 недель с весом 950 граммов, врачи шансов не давали вообще:

— С этой девочки началось изменение нашего мышления относительно таких детишек. Я ее увидела в отделении недоношенных. Девочка лежала в кювезе, у нее была тяжелая пневмония, угнетение центральной нервной системы, ребенок ни на что не реагировал, плохо ела, плохо набирала вес. Ее мать на меня так смотрела! Тогда я ей сказала: давайте попробуем вместе. Когда они уже оказались дома, мы сделали ей полное обследование: слуха, голоса, сердца… Подключились психологи, логопеды, инструкторы-методисты лечебной физкультуры с более интенсивными методами коррекции. Постепенно мы сократили лекарства до минимума. Сонечка у нас в полтора года заговорила. Сегодня можно сказать, что это нормальное здоровое дитя, скоро ей исполнится 3 года. Но самое главное — у нее чудо-мать, которая выполняла каждую нашу рекомендацию и занималась с ребенком практически 24 часа в сутки.

Все чаще медикам вместе с родителями удается преодолевать детские болезни. Если же это невозможно — находятся и хорошие профессиональные советы, и слова утешения и сочувствия:

— Мы учим родителей не только принимать ситуацию, но и жить с ней, — говорит Галина Шевко. — Ведь надежда, как известно, умирает последней, да и чудеса случаются.

Современное оборудование позволяет проконсультировать около 35 тысяч детей в год. Еще более 4 тысяч получают здесь бесплатное лечение. Известно: чем раньше диагностировать нарушение в развитии ребенка и взяться за его коррекцию, тем больше шансов избежать тяжелых последствий. После вручения престижной премии появилась идея не только перевести отделение на двухсменный режим, но и увеличить количество специалистов, занимающихся уникальной работой с младенцами.

 

Небанальные истины

Заведующая отделением раннего вмешательства Гомельской центральной городской детской поликлиники Галина Шевко решительно разрушает многие распространенные родительские стереотипы. Ее советы могут заставить задуматься многих:

  • Откуда у детей гастриты? Использование блендера приводит к тому, что ребенок не учится жевать.
  • Чуть что, один вопрос: какую таблетку дать? А потом удивляемся, почему увеличилось количество случаев эпилепсии у детей.
  • Иммунитет у ребенка формируется при температуре 38-39 градусов. А многие боятся повышения температуры и начинают ее сразу же сбивать. Следует понимать, в каких случаях и каким образом это делать.
  • Бывает, что сразу начинают лечить ребенка антибиотиками, которые вообще опасны. В таком случае также сбивается иммунитет.
  • Зачем ставить малыша в ходунки? Центр тяжести перемещается к середине спины, это приводит к сколиозам, остеохондрозам и так далее. Идет нарушение физиологии и формирование патологии. Нельзя искусственно стимулировать естественные процессы.
  • А как одевают ребенка на улицу? Как капусту. Особенно плохо это может отразиться на здоровье мальчиков. У нас уже сегодня 50% бесплодных мужчин.
  • Памперсы — вещь хорошая, которая значительно облегчает жизнь родителям. Но их нельзя использовать постоянно — тем более до трех лет. Это может привести к инфекциям мочеиспускательных путей, дерматитам, проблемам с половыми органами у мальчиков… Все должно быть в меру.
  • Стринги, как и тесные джинсы нарушают кровообращение органов малого таза. К тому же голая спина приводит к развитию самых различных воспалительных болезней.
  • Наушники, если ими пользуются постоянно, приводят к снижению слуха.
  • Слинги, в которых на Востоке принято носить ребенка, поддерживают позу эмбриона, что хорошо. Что касается приспособления для детей под названием «кенгуру», его можно использовать только тогда, когда ребенок может сидеть.
  • Если малыша слишком рано начать учить писать или читать, это может привести к шизофрении. Такие дети получают очень много информации, но не могут ее применить.
  • В три года ребенок говорит: «я сам«. И он должен все делать сам, а у нас получается, что ему запрещают делать самому, а потом спрашивают: почему он такой инфантильный?

  • В воображении мамаш, с ребенком все плохо: и со здоровьем, и с учебой, и с воспитанием… Откуда тогда будет хорошо? Должно быть больше позитива во взаимоотношениях.

 

Камешек благодарности

В конце беседы Галина Анатольевна показывает обычный камешек, который, говорит, всегда носит в кармане. Она называет его «камнем благодарности«. Говорит, прикасается к нему всегда, когда удается помочь очередному младенцу. И замечает:
— В жизни каждого человека, включая маленького, должен быть стимул, тогда все получится!

Ирина Асташкевич. Фото автора, 4 февраля 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=92810

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.