Белорусские перспективы eHealth — электронного здравоохранения

Здравоохранение во всем мире становится электронным — eHealth (приставка «е» именно это и символизирует, Health с английского — здоровье). Больше половины стран мира работают в этом направлении. Наша страна не исключение. Опираются все вместе на методику, предложенную Всемирной организацией здравоохранения и Международным союзом электросвязи. Что же обещает внедрение eHealth? Например, дистанционное взаимодействие врача и пациента (TeleHealth) с помощью социальных сетей, Skype, карманных компьютеров, интернет-планшетов. Словом, это фантастические возможности как для самих медработников, так и для нас, пациентов.

 

Эстония сделала рывок

Центральным элементом eHealth во многих странах Европы стала интегрированная электронная медицинская карточка с информацией в виде электронных медицинских документов. В США единая информационная система в области здравоохранения сегодня делает акцент на создании электронного паспорта здоровья, информационной инфраструктуры здравоохранения, электронном обмене медицинскими сведениями.

Пожалуй, самой прогрессивной среди европейских стала система eHealth Эстонии. Здесь создали Центральную базу данных здоровья, которая взаимодействует с различными мобильными устройствами и собирает информацию о жителях на основе персональных ID. База охватывает всю страну и регистрирует истории болезней «от рождения до смерти». В нее можно добровольно отправлять информацию с мобильных устройств, таких как пульсометр, шагомер и др. Электронная медицина для эстонцев — это сразу четыре услуги:

  1. электронная история здоровья,
  2. электронная регистратура клиник,
  3. база рентген-снимков и
  4. электронный рецепт, который заменяет рецепт бумажный и обслуживается всеми аптеками страны.

В прошлом году в России завершился первый этап создания Единой государственной информационной системы в области здравоохранения — тысячи лечебных учреждений получили защищенные сети, доступ в интернет, автоматизированные рабочие места. Были созданы федеральные сервисы (реестр нормативно-справочной информации, электронная регистратура, система ведения интегрированной электронной медицинской карты и т.д.).

У нас есть возможности для дистанционного консультирования организаций здравоохранения районного и областного уровня у ведущих специалистов областных и республиканских медорганизаций по рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим исследованиям, а также по вопросам постановки диагноза пациентам в сложных случаях.

 

Компьютеры уже есть

В нашей стране все учреждения здравоохранения в той или иной степени оснащены компьютерами. Даже ФАПы и врачебные амбулатории. Другое дело, этой техникой там могут не пользоваться, потому что… в этом не возникло острой потребности у самих пациентов. Что ж, не заказывает местное население талончик по интернету, не рвется получить консультацию по Skype… Понятно, что информатизация наиболее активно развивается в крупных городах, и в первую очередь — в столице. В ряде республиканских и областных учреждений работают комплексные медицинские автоматизированные системы, охватывающие различные подразделения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской. Автоматизированы рабочие места врачей ультразвуковой диагностики, рентгенолога, эндоскописта, врача общей практики и некоторых других. В учреждениях здравоохранения Минска завершился этап автоматизации процесса ведения сведений (сведения паспорта, анамнез) о пациентах, получения и обработки необходимых статистических данных. Это станет основой автоматизированной электронной медицинской карты амбулаторного пациента и стационарного больного.

— Электронное здравоохранение — это та неизбежность, к которой мы шагаем сознательно и постепенно, — говорит заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Беларуси Людмила Жилевич. — Сейчас идет работа по формированию электронной амбулаторной карты, которая позволит различным специалистам получать всю необходимую информацию. Доступ к такой информации в любое время получит и сам пациент. Это и будет электронный паспорт здоровья — с указанием перенесенных заболеваний, сделанных исследований и т.д. Далее необходимо обеспечить связь всех организаций здравоохранения между собой. Элементы этой связи сформированы во многих регионах. Еще мы говорим о телемедицинских технологиях, которые делают возможными консультации в удаленном доступе. У нас есть возможности для дистанционного консультирования организаций здравоохранения районного и областного уровня у ведущих специалистов областных и республиканских медорганизаций по рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим исследованиям, а также по вопросам постановки диагноза пациентам в сложных случаях. Отработана технология удаленного консультирования электрокардиограмм. Во время одного пилотного проекта врачи общей практики Островецкого района получили возможность консультации на уровне профессорско-преподавательского состава Белорусского медицинской академии последипломного образования. Кроме того, врачи района получили возможность дистанционного обучения во время проведения академией профессиональных семинаров.

 

Что за услуги?

Какие важные услуги могут предлагаться в электронном виде?

  • Выдача лицензий (на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности);
  • регистрация лекарственных средств;
  • телемедицинские консультации;
  • запись на прием к врачу;
  • доступ пациента к своей медицинской информации (результаты анализов и исследований, диагнозы и заключения врачей, выписки из амбулаторной карточки);
  • напоминание пациенту об очередном диспансерном осмотре (через личную страницу пациента на информационном портале медучреждения, по электронной почте, через рассылку SMS-сообщений и др.);
  • выписка электронных рецептов.

Почему информатизация продвигается не так быстро, как хотелось бы? В первую очередь, из-за ограниченных финансовых возможностей для приобретения вычислительной техники и программного обеспечения, создания локальных вычислительных сетей и их подключения к надежным скоростным каналам связи, нехватки кадров IT-специалистов в организациях здравоохранения. Практически не решены вопросы информационной безопасности. Сегодня есть только две информационные системы, которые получили аттестат по информационной безопасности: информационная система РНПЦ неврологии и нейрохирургии и республиканская информационно-аналитическая система по медэкспертизе и реабилитации инвалидов Республики Беларусь.

— Каждая организация здравоохранения имеет свой план, программу информатизации, — объясняет заведующий отделением Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Семен Поляков. — В ближайшее время должна полностью завершиться информатизация первичного звена. С рабочими местами врачей общей практики дело решено на 100 процентов, чего не скажешь о рабочих местах узких специалистов. На сегодня медицинские информационные системы разработаны для всех типов учреждений — поликлиник, диспансеров и т.д.

Надо понимать, что каждое автоматизированное место требует своего электронного обеспечения. Сотни компьютеров некоторых крупных клиник необходимо объединить в локальную сеть с мощным сервером. Одна из самых важных задач — интеграция медоборудования в информационную систему, автоматизированная обработка всех данных на локальном уровне. Все это очень тесно связано в целом с процессом развития информатизации в стране.

Светлана Борисенко.

 

Мечта, а не поликлиника

Главный врач 29-й городской поликлиники г. Минска Раиса Званец:

— Наша поликлиника обслуживает около 36 тысяч человек. У нас автоматизировано рабочее место каждого врача. Начинать, конечно, пришлось с регистратуры, чтобы сразу решить проблему распределения талонов, нагрузки на врачей, формирования общей базы данных о пациентах — кто у нас льготник и т.д.

Сегодня даже те специалисты, особенно старшего возраста, которые говорили, что никогда не сядут за компьютер, слышать не хотят о бумажных носителях, карточках. Хоть мы от последних не отказались, так как есть еще пока в них производственная необходимость.

У нас есть теперь электронный дневник врача — протокол осмотра пациента, электронная карточка пациента, куда попадают результаты тех же анализов. Есть и электронный рецепт, который после заполнения распечатывается пациенту. Выписки из карточки, контроль за качеством лечения — все это стало намного удобнее.

Главный врач 34-й центральной районной клинической поликлиники Наталья Дергачева:

— У нас есть Skype-консультирование по тем вопросам, которые волнуют пациентов, согласно установленному для врачей графику. Поликлиника проводит, например, скрининг по раку молочной железы. Все маммограммы хранятся в электронном варианте и у нас, и в городском онкодиспансере, куда мы направляем диагностические сведения. По желанию пациентов можем передать им по электронной почте, например, результаты анализов или информацию о здоровом образе жизни, о реабилитационных мероприятиях.

28 ноября 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/11/62531.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.