Лекарственный рынок Таможенного союза: выживет сильнейший?

Опубликовано 1 Сентябрь, 2011

Несколько интересных тенденций были замечены экспертами на белорусском фармацевтическом рынке в 2010 году. Во-первых, белорусы стали больше средств тратить на лекарства. Однако, например, спрос на противопростудные, противокашлевые препараты и поливитамины заметно снизился. По данным специализированной исследовательской компании «Интеликс-М», годовое потребление лекарств на душу населения увеличилось с 65 долларов в 2009 году до 71 доллара в прошлом году (для сравнения: в 2007 году расходы на лекарства составляли вообще всего 46 долларов). При этом белорусы стали интенсивнее покупать более дорогие лекарства.

Например, доля лекарств ценой более 50 долларов выросла в общем потреблении с 3,7 процента в 2009 году до 4,7 процента в прошлом году, стоимостью от 20 до 50 долларов — с 5,7 до 6,3 процента, от 10 до 20 долларов — с 11,7 до 12,9 процента. Однако самыми востребованными у посетителей аптек все равно остаются препараты в ценовом сегменте от 1 до 5 долларов — они занимают 41 процент в общих объемах продаж розничного рынка. И 11,4 процента занимают в объемах розничной реализации препараты стоимостью менее доллара за упаковку. Кстати, доля самых дешевых лекарств в объемах розничной продажи сократилась. Аналогичное снижение доли сегмента самых дешевых лекарств наблюдается в России и Украине. По подсчетам экспертов, средняя стоимость упаковки импортных лекарств, которые реализуются в Беларуси через аптечные сети, составила в прошлом году 3,41 доллара США, а белорусских — 0,78 доллара. В 2009 году эти показатели составляли соответственно 3,08 и 0,68 доллара.

— Основной тенденцией последних лет стало увеличение доли на рынке отечественных препаратов, причем как в денежном, так и в натуральном выражении, — сообщил на прошедшем в Минске фармацевтическом бизнес-форуме консультант по развитию бизнеса компании «Интеликс-М» Дмитрий Петрович. — В розничном сегменте в денежном измерении доминирует пока иностранная продукция, преимущественно из-за существенной разницы в ценах на белорусские и иностранные лекарства, а в натуральном выражении — продукция белорусских предприятий. Впервые за многие годы в ТОП-10 производителей по объемам продаж первые три позиции занимают отечественные предприятия: «Белмедпрепараты», «Фармлэнд» и Борисовский завод медпрепаратов. При этом борисовский завод стал абсолютным чемпионом по количеству проданных упаковок — 78,43 млн. штук.

Лидером-брендом на розничном рынке в прошлом году стал «Лизиноприл» производства «Фармлэнд». Также в первую тройку вошли «Актовегин» (компания «Никомед») и «Эссенциале» («Санофи-Авентис»). А замкнул десятку «Лекфарм» со своим хорошо раскрученным за два последних года противовирусным «Арпетолом».

Что касается изменения структуры потребления, то в 2010 году наиболее существенно выросли затраты белорусов на приобретение вакцин — на 60 процентов. Также наблюдался серьезный рост (на 25 процентов) потребления препаратов, предназначенных для лечения сахарного диабета. На 12 процентов вырос спрос на противовоспалительные и противоревматические средства, а также психолептики.

 

Курс — на сокращение импорта

Не секрет, что после распада Советского Союза для Беларуси остро встала проблема лекарственной безопасности страны и повышения доступности лекарств для населения. На тот момент в Беларуси действовало всего лишь два предприятия — Борисовский завод медпрепаратов и «Белмедпрепараты», которые в сумме производили чуть более 100 наименований лекарственных средств. Сегодня лицензии на деятельность, связанную с промышленным выпуском лекарств, имеют в стране уже 25 предприятий. И около половины лекарственных средств из перечня основных производят именно белорусские производители.

Перечень основных лекарственных средств играет исключительно важную роль в обеспечении доступности лекарств, поскольку в него включены самые важные для системы охраны здоровья препараты. Поэтому основной акцент в импортозамещении делается именно на освоение лекарств из этого перечня.

Всего в Беларуси зарегистрировано 6263 наименования лекарственных средств, из которых 1186 выпускаются на территории Беларуси. Предприятия концерна «Белбиофарм» производят 670 наименований препаратов. В рамках государственной программы «Новые лекарственные средства» за пять лет предприятиями концерна было налажено производство 18 дженериков — аналогов импортных препаратов, на которые истек срок лицензионной охраны. За пять лет стоимость выпущенной продукции достигла 10 млн. долларов. Также за период с 2006 по 2010 год в рамках программы импортозамещения была завершена работа по освоению производства 65 наименований лекарственных средств, 44 из них входят в перечень основных. Условная экономия валютных средств составила 45,54 млн. долларов. По мнению аналитиков, для дальнейшего увеличения доли отечественных лекарственных средств на внутреннем рынке и сокращения импорта необходимо минимизировать дублирование выпуска одноименных лекарственных средств различными белорусскими заводами и направить их усилия на реальное расширение номенклатуры за счет освоения и выпуска востребованных практической медициной современных препаратов.

 

Низкие цены против супернизких?

К тому же в плане будущей интеграции на фармацевтических рынках стран Таможенного союза все свои достижения отечественная фарминдустрия может быстро потерять. Честно говоря, сегодня для фармбизнеса существует больше вопросов, чем ответов, что и как будет в рамках Таможенного союза...

Сейчас в России, Беларуси и Казахстане действуют разные подходы к регистрации лекарственных средств, к подтверждению биоэквивалентности дженериков. Есть серьезные разночтения в наших странах и в трактовке результатов доклинических и клинических исследований лекарственных средств, поэтому один и тот же препарат в разных странах сопровождают различные инструкции. Взять тот же диклофенак: во всех трех странах составлены различные инструкции по его применению.

Для Беларуси проблема фальсификатов до последнего времени актуальной не была, так как созданная система надзора работала безупречно и фальсифицированные лекарства в нашу страну не попадали. А вот в России объемы реализации фальсифицированных лекарств постоянно росли.

 

И все же, чего стоит опасаться белорусским производителям?

Угрозой для отечественных производителей является ориентация на выпуск преимущественно дешевых препаратов, — уверен заместитель директора по внешнеэкономической деятельности предприятия «Лекфарм» Николай Белькович, — поскольку конкурировать им придется с российскими производителями, которые работают на грани рентабельности и борются буквально за каждую копейку. Да еще и налоговая нагрузка в Беларуси выше...

Николай Белькович уверен, что, если барьеры между фармацевтическими рынками России, Беларуси и Казахстана окончательно рухнут, в Беларусь хлынут российские компании, выпускающие дженерики по супернизким ценам: «Сегодня этим компаниям хватает и внутреннего рынка. Однако, если в Таможенном союзе все окажутся в равных условиях, если не будет преференций для белорусских производителей, если будет действовать соглашение о взаимном признании регистрационных удостоверений и отпадет необходимость проходить недешевую регистрацию своей продукции в другой стране, они обязательно к нам придут...»

Казалось бы, что сегодня мешает белорусским производителям наращивать экспорт в Россию? Однако, по сведениям журнала «Рецепт», по итогам первого полугодия 2010 года на российском фармрынке были представлены всего 6 белорусских производителей и около 130 наименований лекарственных средств белорусского производства.

В общей структуре потребления лекарственных средств в России доля белорусских препаратов составляла всего 0,3 процента в денежном и 1,4 процента в натуральном выражении. Среди брендов лекарственных средств белорусского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидировал препарат «Пиралгин» производства предприятия «Белмедпрепараты». Средняя стоимость упаковки ЛС белорусского производства не превышала 0,86 доллара.

На белорусском фармрынке, в свою очередь, по итогам первого полугодия были представлены 62 российских производителя и 276 наименований лекарственных средств. Средняя стоимость упаковки ЛС российского производства на белорусском рынке составила 0,8 доллара. В структуре продаж в натуральном выражении преобладали препараты с низкой стоимостью — менее чем 2 доллара за упаковку (на их долю приходилось более 90 процентов). Среди топ-брендов в денежном измерении лидировали активированный уголь, амикацина сульфат и арбидол.

По мнению Николая Бельковича, для того, чтобы не пойти ко дну в условиях Таможенного союза, белорусским производителям, избалованным государственной поддержкой внутри страны, надо срочно учиться продвигать свой товар на внешние рынки, заниматься развитием маркетинговых инструментов. Весьма полезным мог бы стать для белорусов и опыт развития фарминдустрии в Казахстане.

Из всего этого следует, что к объединению фармацевтических рынков в Таможенном союзе белорусским производителям нужно серьезно подготовиться. Возможно, что на внутреннем рынке всего через несколько лет придется конкурировать уже не только с российскими или украинскими лекарствами. Обязательно надо пересмотреть ассортимент всей продукции. В той же Украине некоторые крупные предприятия решили серьезно почистить и обновить свои ассортиментные портфели, заменив старые советские бренды на более современные препараты. И это тут же отразилось на их экономических показателях и укрепило их позиции на фармацевтическом рынке...

Надежда Николаева, 16 апреля 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=77823

Читайте также:

Материал был полезен? Поделитесь ссылкой:

Напишите свой комментарий:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после индивидуального ответа. Если во время отправки сообщение было по какой-то причине заблокировано антиспамом, вы увидите белую страницу и сообщение об ошибке. Если все отправилось нормально, то в адресной строке браузера появится окончание URL (ссылки) в виде ...#comment-113726 В этом случае ожидайте ответ по e-mail (если правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких часов до нескольких дней.