Классификация детских страхов

Начало: детские страхи и их примеры.

 

Невротические, психогенные детские страхи

Эти страхи возникают остро в ответ на эмоциональное потрясение. При приступе страха ребенок мечется, кричит, постоянно говорит о том предмете или явлении, которого испугался, верит в этот страх, представляя его ярко и красочно, вплоть до галлюцинаций. Между приступами страха ребенок практически здоров.

4-летняя девочка испугалась врача. Периодически вспоминая это, она кричала, плакала, отказывалась посещать поликлинику. Другая приблизительно в этом же возрасте испугалась паука и при виде насекомого кричала, боялась одна спать, требовала, чтобы мать перед сном тщательно вытряхивала одеяло, т. к. там могут быть пауки.

детский страх: пауки

В зависимости от личности ребенка невротические страхи трансформируются в сверхценные страхи. У таких детей страх доминирует в сознании, ребенок трудно поддается разубеждению. У детей младшего возраста (7—9 лет) среди сверхценных страхов следует выделить «страх школы»: страх неуспеваемости, страх наказания за нарушения дисциплины, страх перед строгими учителями, что может привести к отказам посещать школу.

В предпубертатном возрасте (10— 11 лет) в структуре сверхценных страхов выступает страх за жизнь и здоровье. Такие дети боятся, что на них нападут бандиты, остановится сердце. что они могут умереть от удушья.

 

Недифференцированные бессодержательные детские страхи

Здесь нет ощущения, осознания причины страха, связи с психотравмирующей ситуацией. Чаще всего ребенок монотонно, стереотипно повторяет: «Страшно, страшно, боюсь, боюсь…» Нередко присоединяется, особенно у детей школьного возраста, соматогенный компонент (похолодание в животе, сдавливание и замирание в области сердца, стеснение в груди, боли в ногах).

 

Чаще всего возникают у тревожно-мнительных детей, у которых нарушено общение со сверстниками. Это, как правило, страхи заражения, загрязнения, острых предметов (иголок, битой посуды), закрытых помещений, транспорта, страх покраснеть, страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия), страх подавиться твердой пищей или костью, страх потерять своих родителей.

В отличие от сверхценных страхов дети понимают чуждость своего страха, испытывают чувство внутренней несвободы и активно стремятся преодолеть этот страх, что, как правило, приводит к формированию особых приемов, так называемых ритуалов. При страхе загрязнения, заражения дети, например, без конца моют руки, до сухости и шелушения кожи, моют с мылом продукты, даже хлеб и конфеты. При страхе острых предметов просят отвести их к врачу, чтобы он нашел и достал иголку, которую проглотили давно, перестают ездить в лифте, пользоваться транспортом, едят только жидкую пищу.

Ребенок 11 лет стал бояться потерять своих родителей после того, как они пришли с работы на 3 часа позже обычного. С тех пор, ожидая их возвращения, он совершал ряд защитных ритуалов: в прихожей ставил тапочки в определенном порядке, накрывал стол, повторяя действия 20— 30 раз за вечер…

детский страх: подвал

Девочка 10—11 лет боялась заболеть и вечером перед сном в течение часа особым способом взбивала подушку, надевала и снимала ночную рубашку. Страх перед бандитами заставляет ребенка десятки раз проверять, закрыта ли дверь, включать и выключать свет, осматривать квартиру.

 

Детские страхи бредового характера

Они часто нелепы и вычурны: дети боятся теней, ветра, шума воды, дождя, водопроводных кранов, электрических ламп. Наблюдалась девочка 2 лет, которая боялась дверных ручек. Ей казалось, что в них сидят «страшные рожи».

детский страх: черная рука

Мальчик 3 лет боялся листьев, упавших с дерева, не переносил их шуршания, плакал, просил убрать.

Мальчик 5 лет боялся стука дождя, совершенно не переносил, когда ливень барабанил по крыше.

Дети, испытывающие подобные страхи, как правило, замкнуты, малообщительны, подозрительны. Такие вычурные, оторванные от реальности страхи должны настораживать родителей, они нередко являются предвестниками психического заболевания у ребенка. Желательно наблюдать такого ребенка у психоневролога.

Особое место в детской практике занимают

 

Ночные детские страхи

Они выражаются в том, что ребенок во время сна становится двигательно беспорядочным, разговаривает или кричит, плачет, может сесть, встать, пройти по комнате. Длятся такие состояния от нескольких минут до нескольких часов. Наутро ребенок практически ничего не помнит или помнит отрывочные сведения. Здесь можно выделить несколько вариантов страхов.

Страхи сверхценные, как правило, связаны с пережитыми ребенком в дневное время ссорами, конфликтами между родителями, плохими оценками в школе. Страхи при этом являются продолжением сновидений, отражающих эти ситуации, и психологически понятны. Можно слышать, как ребенок бормочет: «Не бей меня; не трогай маму; я выучу урок; спасайся!» Иногда видятся фантастические чудовища, дикие звери, страшные люди…

детский страх: мертвец

Недифференцированные, бессодержательные ночные страхи — эпизодически возникающие интенсивные страхи с плачем, криком, возбуждением без какого-либо содержания и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помрачено, и даже частичный контакт с ребенком невозможен. По пробуждении утром ребенок ничего о них не помнит. Встречаются они при инфекциях с высокой температурой, после черепно-мозговых травм. В тех случаях, когда они повторяются, их следует дифференцировать со страхами эпилептического происхождения. Такие страхи называются пароксизмальными.

Пароксизмальные ночные страхи. Их главные признаки: внезапность возникновения и прекращения, приуроченность к определенному времени ночного сна (в основном вторая половина ночи), склонность к повторению через одни и те же промежутки времени (часто связаны с фазами луны), сочетание с однообразными автоматизированными движениями (застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук: поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание; раскачивание туловища, автоматизированная ходьба, выкрики). Сознание глубоко помрачено, контакт с детьми невозможен, утром дети ничего не помнят, в редких случаях отмечается непроизвольное мочеиспускание.

Многие авторы считают, что пароксизмальные ночные страхи являются одним из проявлений так называемой психомоторной эпилепсии и нередко сочетаются со снохождениями (лунатизмом). При прогрессирующем течении присоединяются судорожные припадки.

Девочка 5 лет просыпается в 2—3 часа ночи, как правило, в полнолуние, садится в постели, хнычет, монотонно раскачивается из стороны в сторону, отталкивает мать, кружку с водой. Может встать, походить по комнате, затем внезапно засыпает в любом месте. Приступ длится 5—10 минут. Электроэнцефалограмма мозга говорит о судорожной готовности. Родители отмечают, что дочь меняется по характеру, делается упрямой, неуступчивой, без причины сердится.

Окончание: как помочь детям справиться со страхами.

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Марина  (1 коммент.)

    Картинки у Вас… я теперь сама бояться буду :shock:

  2. Насекоме  (1 коммент.)

    Не пойду спать и Цоя не пущу(((( спать — опасно!!!! видели руки из-под кровати???? :sad: :shock:

  3. Алёнка  (1 коммент.)

    Даа…Картинки конечно жесть.. :shock: :shock: :shock:
    Но за информацию спасибо!! :mrgreen:

Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.