Развитие и улучшение памяти человека

В декабре 2007 года я написал статью как правильно сдавать экзамены. Судя по отзывам, материал оказался полезен, но некоторые читатели ожидали увидеть секреты правильного запоминания материала. Поэтому сегодня — про развитие и улучшение памяти.

В 7-8 классе школы мне в руки попалась книга Андреева и Хромова «Учитесь быстро читать». После самостоятельных занятий моя скорость чтения возросла примерно в 2 раза. Для учебы в школе этого хватало с избытком. В книге есть раздел про улучшение памяти. Изложение сегодня будет на основе книги, но не ограничится ею.

 

Типы памяти

Память бывает нескольких видов:

  • зрительная (основной вид памяти): она особенно развита у художников.
  • слуховая: развита у музыкантов.
  • словесно-логическая: у философов, политиков, дипломатов.
  • эмоциональная: наверно, самый прочный вид памяти. Ситуации, когда несправедливо ругают родители или вам очень стыдно или обидно, остаются в памяти на всю жизнь.
  • двигательная (моторная): у спортсменов.

Анекдот про моторную память:

— Каким образом вы так обожгли уши?
— Видите ли, когда я гладил, зазвонил телефон, и я вместо трубки прижал к уху утюг.
— А второе ухо?
— Должен же я был позвонить, чтобы вызвать врача!

(Вариант последней фразы: — Так этот человек перезвонил!)

Конечно же, еще память бывает смешанная (у большинства людей). Итак, есть 4 основных типа памяти: зрительная, слуховая, моторная и смешанная.

Как определить, какой у вас тип памяти? Вспомните, как вы читаете учебную книгу.

  • Вы читаете молча, про себя. Чтобы вспомнить формулу или определение, вы сперва представляете, где и каким шрифтом это было написано. Это зрительная память. Она особенно развита у тех шахматистов, которые играют с несколькими партнерами не глядя на шахматную доску. Человек с развитой зрительной памятью отлично запоминает иллюстрации, формулы, чертежи, схемы, а также во время чтения подчеркивает фразы в тексте.
  • Вы любите читать вслух? Для вас лучше прослушать доклад или лекцию, чем прочитать его? Тогда у вас развита слуховая память.
  • Если вы лучше усваиваете материал, когда записываете и зарисовываете его, то у вас моторный тип памяти.

Совет по улучшению памяти

Во время учебы желательно задействовать все типы памяти. Например, прочитав главу, пересказать ее, написать краткий конспект или сделать иллюстрации к материалу. Например, во время учебы в вузе у меня лучше всего запоминались те схемы и таблицы, которые я сам и составлял по тексту учебника.

Чтобы быстрее запомнить варианты ЭКГ при различных патологиях, рекомендуется их нарисовать от руки. Каждой болезни — своя электрокардиограмма. Если запоминаете дорожные знаки в курсе ПДД, полезно их нарисовать от руки и подписать.

Зрительная память делится по длительности на 3 типа:

  • иконическая: длится доли секунды. Если за это время информация не использована, она теряется. Например, мы что-то увидели, но не успели осознать.
  • кратковременная: длится 15-30 секунд.
  • долговременная память: месяцы и годы.

учеба

 

Магическая цифра «7»

Ученые давно установили, что человек может одновременно воспринимать не более 7 «кусков» информации. Это число постоянно у каждого человека и равно от 5 до 9 (чаще 7). Цифра «семь» часто встречается в поговорках и пословицах:

  • семеро одного не ждут;
  • семь раз примерь, один раз отрежь;
  • у семи нянек дитя без глазу;
  • один с сошкой, семеро с ложкой и др.

Совет по улучшению памяти

Структурируйте и укрупняйте информацию, чтобы упаковать ее не более чем в 7 логических блоков.

Мое наблюдение.

Наилучшие результаты от лекций в медуниверситете у меня были, когда я накануне читал тему по учебнику. Если же тема была абсолютно новая, то множество мелких деталей, которыми сыпал лектор, просто переполняли мои 7 логических блоков и не давали информации усваиваться.

Если же я заранее читал учебник, то информация в моей голове структурировалась и распределялась «по полочкам». Эффект от лекции в этом случае был намного больше. Я не только механически записывал лекцию, но и мог потом ее воспроизвести.

 

Запоминание

Запоминание — активный процесс, всегда требующий некоторых усилий. Проверено, что если весь семестр спать с учебником под подушкой, но не открывать его, предмет от этого лучше знать не будешь.

Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. С произвольным понятно — чтобы запомнить правило по русскому языку, надо напрягаться, вчитываться в его текст, анализировать примеры, зазубривать исключения.

Куда интереснее разобраться с непроизвольным запоминанием. Оно бывает 2 видов:

  • основанное на эмоциях и переживаниях. Например, на корпоративной вечеринке над вами сильно подшутили и поставили в неловкое положение. Запомнится на всю жизнь.
  • психологи выяснили, что запоминаем мы лучше, если работа носит активный, творческий характер. Например, если вы поспорили и ищете аргументы к спору или пути решения проблемы, то прочитанное запоминается практически без усилий.

Советы по улучшению памяти

1) Старайтесь запоминать с использованием эмоций. Например, читая текст про волка, представьте холодный блеск его глаз, жесткую шерсть, как он бежит за добычей и как вы пытаетесь удрать от него. Материал запомнится быстрее.

2) Попытайтесь сделать обучение интересным и нужным.

Когда у меня в медуниверситете начинались сложные предметы (а учиться в начале семестра всегда лень), я старался взять у старших курсов прошлогодние вопросы к экзамену по этим дисциплинам. Если видна конкретная цель учебы (выучить определенные вопросы на экзамен, хорошо сдать сессию и получать повышенную стипендию), читать учебники намного легче по сравнению с абстрактной целью (стать хорошим врачом).

Запоминайте осмысленно. Ученые доказали, что осмысленное запоминание в 10-20 раз эффективнее механического. Для этого нужно понять взаимосвязь между фактами и событиями (или придумать ее). Материал запомнится куда быстрее.

Выделяйте главное. 99% текстов избыточны по содержанию (в них много «воды»). Как вы считаете, насколько может быть избыточен такой текст?

Представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения физиологической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади.

Смысл абзаца такой:

Лошадь пьет воду.

 

Приемы мнемотехники

Мнемоника (мнемотехника) — это приёмы, облегчающие запоминание путём образования искусственных ассоциаций. Как запомнить число, например, 28320? Перекодировать цифры в согласные буквы и придумать с ними слово.
1 — Раз
2 — Два
3 — Три
4 — Четыре
5 — Пять
6 — Шесть
7 — Семь
8 — Восемь
9 — З (похожа на букву З, т.к. буква Д у нас уже есть.)
0 — Ноль.

28320 = ДВТДН = «ДеВяТь ДНей». Попробуйте теперь забыть. :)
Так я запоминал телефон знакомого, когда не было мобильников.

Другой известный пример — запоминание основных цветов видимого света (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Можно долго учить порядок цветов, а можно просто запомнить фразу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Особенности памяти у пожилых людей. Старики отлично помнят то, что было с ними в молодости. Зато память на последние годы и дни жизни значительно ослабевает. Поэтому ветераны могут в подробностях рассказать про Великую Отечественную войну, но не помнят, что было 2 недели назад.

В следующий раз поговорим про кривую забывания и обучения, про повторение и метод «штурма» для чтения учебной литературы.

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Комментарии: 11
  1. Зося Барановская  (14 коммент.)

    :grin: как всегда интересно и содержательно!! важно то. что воды почти нет:)) всё кратко, по делу и хорошо запоминается;)

  2. Владимир  (1 коммент.)

    да мне тоже понравилось, а какую литературу посоветуете почитать поэтому поводу?

  3. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Специальную литературу по улучшению памяти порекомендовать не смогу — этим вопросом не занимался. Но уверен, что тренировать память, как и мышцы, нужно постоянно.

  4. Karina  (14 коммент.)

    В следующий раз поговорим про кривую забывания и обучения, про повторение и метод “штурма” для чтения учебной литературы.

    Вы уже где-нибудь писали? Может я пропустила?

    А еще бы очень хотелось спросить может Вы подскажете как правильно писать конспекты, т. к. это тоже можно отнести к улучшению запоминания.
    Я хочу спросить, сперва о конспектах, которые можно написать, имея перед собой книгу, а потом, если возможно, о конспектах лекций в институте.
    За пост — огромное спасибо. Лаконично и информативно, по теме =)

  5. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Писал. Сделал ссылки в конце статьи, читайте.

    Про конспекты сейчас подробно не расскажу, потому что навыки без тренировки теряются. С окончанием школы я переучился использовать букву «т» вместо «m» (быстрее писать) и некоторые символы: изменение — Δ, рост — ↑, снижение — ↓, следовательно — → и т.д. На эту тему есть ряд книг. Важно записывать смысл, а для этого фразу нужно обдумать и сократить, ведь мыслим мы быстрее, чем пишем. Применял и ряд других сокращений для часто используемых слов. Но у нас тогда почти не было компьютеров и сканеров, сейчас в этом плане учиться проще.

    А конспекты учебных книг тоже полезно писать, причем именно для себя. Потом очень легко повторять к экзамену.

  6. Студент МФI из Риги  (4 коммент.)

    Книга “Учитесь быстро читать“ — стоящее пособие для обучения скорочнению?

    Просто в интернете Андреев и его школа, обешают научить читать 20 000 символов в минуту + запоминать 99% процентов прочитанного. Звучит как очередной развод

  7. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Студент МФI из Риги, я писал в начале статьи:

    В 7-8 классе школы мне в руки попалась книга Андреева и Хромова “Учитесь быстро читать“. После самостоятельных занятий моя скорость чтения возросла примерно в 2 раза. Для учебы в школе этого хватало с избытком.

    Я думаю, что у большинство занимающихся не достигнет указанных вами показателей, но даже 5-10 тыс. знаков в минуту — очень приличная скорость. Я занимался по его книге 1990 года. Эффект был. Возможно, сейчас методика усовершенствовалась. Если есть время и желание, пробуйте.

  8. Юрий  (1 коммент.)

    Доктор, а есть ли способы как-то восстановить воспоминания? Это немного странно и не совсем в тему вашего поста, но если Вам не трудно, посоветуйте литературу или дайте хоть какие-нибудь наводки.

    Дело вот в чем. Не так давно я решил вспомнить свое самое раннее воспоминание. Обнаружилось, что детских воспоминаний не так уж много в голове, хотя лет мне всего 26. Пришла безумная идея восстановить как можно больше воспоминаний. Как это сделать? В голову лезет гипноз, но должны же быть другие способы. Решил записывать вспоминаемое, а потом как-то структурировать. Что еще можно предпринять?

  9. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Легальных и научных способов не припомню. Если же склоняться к эзотерике, то, говорят, можно даже узнать события своих предыдущих жизней.

  10. Врач скорой помощи  (1647 коммент.)(автор)

    Медики предупреждают: ежедневный просмотр телесериалов ведет к потере памяти

    Многие поклонники мыльных телеопер со временем становятся пациентами врачей-неврологов. Причина — провалы в памяти, сообщила врач-невролог 11-й городской поликлиники Ольга Меркулова.
    Сначала, отметила специалист, при обращении к неврологу такие люди чаще всего жалуются на головные боли и головокружения. И только после откровенной беседы признаются, что периодически «все забывают».
    — Выясняется, что каждый день они смотрят телевизионные сериалы. Такое времяпрепровождение отрицательно сказывается на работе мозга, человек просто теряет память, — уточнила Ольга Меркулова.
    Также негативно на умственную деятельность и нервную систему в целом влияют компьютерные игры и «зависание» на сутки в интернете. Чтобы не потерять память, доктор порекомендовала ее тренировать — решать математические задачи, кроссворды, сканворды, запоминать наизусть телефонные номера, заучивать стихи, играть в шахматы и шашки.
    — Медикаментозная терапия предлагается в крайнем случае, когда ставится серьезный диагноз, например, энцефалопатия — нарушение функции головного мозга, — подчеркнула Ольга Меркулова.
    Ольга ГРИГОРЬЕВА, «Минск-Новости». 26 марта 2011 года.
    zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=76618

  11. Евгений  (1 коммент.)

    Учился в инстинуте. Всегда интересовался вопросами повышения эффективности памяти. Использовал метод ассоциаций для запоминания длинных математических выражений, получается если приложить еще и метод «зубрешки», но эта модель не работает например для предмета Морское право, где очень большое колво документов, или возьмите ту же анатомию в меде, колличество ассоциаций будет значительно превосходить колво изучаемого материала и ассоциации просто потеряют смысл потому что в них во-первых — тоже можно запутаться, во-вторых их так же надо придумать, что бы,они были эффективны, а это надо написать еще один учебник, вы устаните, остается всем ненавистная и до боли знакомая «зубрешка», и мудрая поговорка — Повторенье мать учения, ничего лучшего пока никто не выдумал. А что бы зубрешка была в радость, учите каждый день стихи по две страницы, складывайте и перемножайте автомобильные номера, пересказывайте рассказы, пробуйте играйть в слепую в шахматы, а главное не верьте, что когда нибудь, вы купите удивительную книгу, откроете ее, прочитаете неизвестные никому приемы повышения памяти, и начнете все запоминать.

    Развитие памяти, это тяжелый и кропотливый, повседневный труд. Всем удачи.

Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.