Причины конфликтов с точки зрения психолога

Почему люди воюют между собой? По сути, это зависит от самих участников конфликта, того, что они из себя представляют. Не каждый конфликт — обязательно полнейшее зло. Из него можно вынести что-то важное, получить урок. В любом случае, как бы мы ни избегали «сложных» ситуаций, они все равно случаются, а значит, они необходимы и важны для нас.

Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов, — объясняет психолог Минского городского психоневрологического диспансера Анастасия Хныкова. — В основе такого столкновения скрывается ситуация, которая может включать противоположные позиции сторон, или противоположные цели и средства для их достижения, или просто несовпадение интересов, желаний и т.д. Для развития конфликта необходим инцидент — какие-то действия одной из сторон, ущемление интересов другой стороны. Выделяют несколько типов конфликтных ситуаций.

 

Стремление к превосходству

Это ситуации, когда один человек оказывает на другого психологическое давление, стремится утвердиться за счет собственного психологического преимущества. Попытки добиться психологического преимущества над оппонентом проявляются приказом, угрозой, резкой несправедливой критикой, обвинением, насмешкой, саркастическим замечанием. Если оппонент чувствует себя в результате этого униженным, чувства, которые он испытывает в такие моменты, могут спровоцировать его на конфликт.

  • Снисходительное отношение. Преимущество, «оформленное» доброжелательностью: мол, «ничего страшного», «разве можно этого не знать?», «неужели не понятно?», «умный человек, а ведете себя…»
  • Хвастовство. Вдохновенный рассказ о своих успехах и достижениях, иногда ложных. Такие рассказы могут вызвать у слушателей зависть и раздражение, что провоцирует конфликт.
  • Навязывание советов. Советующий занимает позицию психологического преимущества. Ведь в таком случае тот, кому адресуется совет, выставляется в свете беспомощной жертвы. Многим людям это не нравится, и они могут ответить конфликтом на подобное отношение к себе.
  • Перебивание собеседника. Также может указывать на превосходство над собеседником. Тот, кто перебивает, дает понять собеседнику, что его мнение не такое уж и существенное, так что нечего выслушивать. Однако многие люди больше хотят говорить сами, чем слушать кого-то, поэтому прерывание собеседника однозначно провоцирует конфликт.
  • Категоричность, безапелляционность. Сюда относятся высказывания типа «Я считаю», «Я уверен», «Все бабы — дуры» и т.д. У собеседника при таких высказываниях нет шансов высказать свое мнение. Опять же, это означает, что нас загоняют в угол. Если же нас загоняют в угол, рождается агрессия. А зачем нам агрессия? Отчаянно и агрессивно защищаться! Вот и конфликт. Поэтому лучше пользоваться в разговоре фразами «я полагаю», «вероятно».
  • Сокрытие информации. Это порождает состояние тревоги, поскольку информация необходима нам для выживания. Тот, кто скрывает важную информацию, рискует оказаться в центре конфликта.
  • Неэтичное поведение. Умышленное и неумышленное, которое перечеркивает общепринятые правила, нормы морали и жизненные убеждения других людей.
  • Подшучивание. Не каждый человек обладает адекватным чувством юмора, а потому чрезвычайно едкими шуточками провоцирует конфликт. Некоторые осмеянные жаждут сатисфакции.
  • Напоминание. Особенно это касается ситуаций, в которых наш оппонент понес моральные или материальные потери. Такие напоминания вызывают порой ощущение нелепой беспомощности, которое способно спровоцировать конфликт.
  • Перекладывание ответственности. Человек, который не справился с этой «переведенной» ответственностью, может переживать самые неприятные чувства, в результате чего доведет себя до состояния гнева, что и спровоцирует конфликт.
  • Обман. Или попытка обмана. Одна из самых сильных ситуаций в этом аспекте.

 

Проявление агрессивности

Существует категория людей с природной высокой агрессивностью. Агрессивное поведение демонстрируют подростки. Так они проявляют свое стремление к самоутверждению, протестуют против зависимости от родителей. Очень агрессивный человек сам по себе является вероятным источником конфликтов, поскольку в любой момент готов вылить свое раздражение на тех, кто рядом. Он сознательно или бессознательно решает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Однако здесь следует обратить внимание на чувство меры: человек с агрессивностью ниже средней добьется в жизни намного меньшего, чем мог бы, а полное отсутствие агрессивности вообще граничит с отсутствием интереса к жизни и отказом от борьбы.

К ситуативной агрессивности относятся конфликты в результате агрессивного поведения, связанные с внутренними противоречиями и чувствами. Это могут быть отдельные неприятности в личной жизни, на работе, плохое настроение или самочувствие. В психологии такие состояния называются фрустрацией — состояние психики, которое возникает в результате разочарования из-за того, что не осуществилась какая-то значительная цель или потребность. Такие внутренние переживания — разочарование, напряженность, безысходность — нередко вызывают агрессивные защитные реакции, которые выливаются в конфликты.

 

Просто эгоизм

Эгоист добивается всего только для себя и в ущерб окружающим. Такое поведение расценивается окружающими как несправедливое, а поэтому часто становится причиной конфликтов. Кроме того, эгоист передает окружающим скрытое послание на психологическом уровне о том, что все они являются лишь инструментом для достижения его полезных целей. Вполне естественно, что такое поведение обычно вызывает обиду, раздражение и даже гнев.

— Люди воюют друг с другом по разным причинам, и это неизбежно, — говорит Анастасия Хныкова. — Поэтому нам не надо учиться избегать конфликтов и споров. Нам надо учиться их решать. Это довольно тяжелая работа. Можно даже сказать, работа всей жизни. В первую очередь необходимо учиться контролировать свои эмоции. Бывают моменты, когда нас переполняет желание вылить на оппонента весь негатив, однако необходимо воздерживаться от такого желания. Если назревает конфликт из-за непонимания, то причина часто не в том, что партнер не желает прислушаться к нам, а в том, что он иначе воспринимает ситуацию. Чаще разговаривайте друг с другом, открыто говорите о своих желаниях. Ищите компромисс с учетом мнения другого человека. Как бы трудно это ни было.

Светлана Борисенко, 22 января 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/01/29103.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.