Новейшие фактические сведения о вреде для здоровья людей ночного шума, а также рекомендации по предельно допустимым уровням шума содержатся в новой публикации Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения.
Как утверждают ее авторы, в Европейском регионе чрезмерный шум стал ведущей экологической проблемой, которая долгое время недооценивалась — воздействие ночного шума систематически испытывает каждый пятый житель Европы. Последние научные исследования доказывают, что воздействие ночного шума может приводить к очень серьезным проблемам со здоровьем. Дело в том, что и во время сна наша нервная система, как и весь организм, продолжают реагировать на различные звуки. Поэтому нарушения сна и раздражительность — это первые последствия воздействия ночного шума, которые, между прочим, могут приводить к развитию психических расстройств. К тому же воздействие шума может стать причиной преждевременной заболеваемости и смертности населения. Ночной шум от самолетов может приводить к повышению артериального давления, даже если человек не просыпается, а продолжает спать. Причем вред от воздействия шума возрастает, когда люди пытаются уснуть и когда они пробуждаются. Результаты проведенных недавно исследований свидетельствуют о том, что чрезвычайно вредно последствие шума самолетов в утренние часы — повышение у людей частоты сердечных сокращений.
Есть группы населения, наиболее чувствительные к воздействию шума. Это дети, которые должны спать больше взрослых, люди с хроническими болезнями и немолодые люди. В группу повышенного риска также входят люди, работающие в разные смены, поскольку структура их сна и так переносит более серьезную нагрузку.
Ежегодный усредненный уровень ночного шума не должен превышать 40 децибелов — как на тихой улочке в жилых кварталах. Даже незначительно более высокие уровни шума могут повлечь за собой легкие расстройства, например, нарушения сна. А длительное воздействие шума, превышающего 55 децибелов, что соответствует оживленной городской улице, может стать причиной повышенного артериального давления и нарушений работы сердца.
В зонах, требующих особого внимания, бороться с шумом можно с помощью установки шумопоглощающих экранов. К тому же зоны с высоким риском уровня шума могут использоваться для размещения там офисов, поскольку в ночное время в офисах никто не работает. Специалисты советуют также строить параллельно с транспортной магистралью так называемые шумозащитные дома — это здания, в которых в сторону магистрали выходят преимущественно окна кухонь, нежилых комнат, лестничных площадок и лифтовые шахты. А в многоквартирных домах на улицу должны выходить окна не более одной комнаты.
Для справки: в белорусской столице основными источниками шума являются на данный момент автомобили и рельсовый транспорт. В Минске выявлено более 30 магистралей с уровнем шума от 75 до 79 децибелов. Наибольшее — на 7 городских магистралях: проспектах Независимости, Пушкина, Жукова, Партизанском и Дзержинского, а также на улицах Московской и Брилевской. Даже на улицах местного значения (Севастопольской, Бяды, Ангарской, Голодеда, Макаенка, Глебки, Машиностроителей, Широкой) уровни шума находятся в интервале от 65 до 69 децибелов. Ну а самой шумной, разумеется, является Минская кольцевая автодорога, на отдельных участках которой уровни шума достигают 81 децибела.
Особенно остро шум ощущается в центре города, где жилая застройка размещена на расстоянии всего 10-30 метров от проезжей части или от трамвайного полотна. Уровни шума перед фасадами зданий, как называемого, первого эшелона составляют от 67 до 75 децибелов. Такая ситуация на проспектах Независимости, Партизанском, улицах Московской, Брилевской, Сурганова, Богдановича, Маяковского, Долгобродской, Козлова и Бобруйской. Людям, живущим на этих улицах, остается только защищать свое жилье с помощью шумозащитных окон. Если окно обычной конструкции способно снижать уровень шума при его проникновении в помещение на 15-17 децибелов (при отсутствии проветривания), то шумозащитное окно имеет акустическую эффективность не менее 22-30 децибелов. А для обеспечения комфортных условий проживания в жилых помещениях, размещенных вдоль самых «напряженных» городских магистралей, звукоизоляционная способность оконных блоков должна быть от 30 до 45 децибелов. В сертификатах пластиковых окон должно быть указано, на сколько децибелов они позволяют снизить шум улицы.
Надежда НИКОЛАЕВА, октябрь 2009 года.
Газета «Звязда», www.zvyazda.mіnsk.by, публикуется в переводе.
Городской шум калечит современных людей
Постоянный шум, который вызывают дороги, самолеты, громкая музыка и звуки города, повышает риск ожирения и болезней сердца, пишет Business Standard со ссылкой на открытие ученых Каролинского университета.
Чем больше шум от дороги, тем больше объем талии местных жителей. Так, объем талии увеличивался почти на 1 сантиметр с каждым повышением уровня шума на 10 децибел. От шумового «загрязнения» города страдали даже дети. Шум влияет на стрессовые гормоны, включая кортизол. А это повышает риск увеличения жировых отложений в области талии.
13 июня 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/06/43074.html
Читайте также: