Василий Жарко: «Нормативы приема пациентов должны быть пересмотрены»

Как переориентировать работу специалистов амбулаторно-поликлинической службы с «тушения пожара» на его профилактику? Особенно с учетом огромной нагрузки, ложащейся на плечи участковых врачей, их нежелания тратить время на пока еще здоровых людей и упорной привычки многих оттягивать свой визит к врачу до последнего, пока, как говорится, «не грянет гром». К тому же и кадровая проблема наиболее остро стоит именно для амбулаторно-поликлинического звена.

Между прочим, о необходимости изменения нормального вектора «врач — больной» на вектор «врач — здоровый человек» заявил на итоговой коллегии своего ведомства министр здравоохранения Василий Жарко: «Профилактическая деятельность врачей амбулаторно-поликлинического звена должна занимать не менее 30 процентов их рабочего времени».

По мнению руководителя отрасли, все это требует внедрения новой тарифной политики и новых материальных стимулов при оценивании работы врача — не по количеству посещений пациентов, а по конечному состоянию здоровья закрепленного за специалистом населения:

— Нам нужно добиваться повышения эффективности диспансеризации и медицинских осмотров, ведь ни для кого не секрет, что диспансеризация детей и взрослых часто носит поверхностный характер. Нам надо победить формализм и повысить профессиональный уровень профосмотров — врачи должны не в отчетах и цифрах, а на деле стать проводниками профилактики. Важно не только выявлять факторы риска и симптомы заболевания, но и работать на их предупреждение. Но для этого нужно оптимизировать нагрузку на врача, изменить действующие нормативы, устанавливающие очень сжатое время для общения врача и пациента.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в последнее время выросли объемы исследований. Их анализ и осмысление требует гораздо больше времени, а в пределах отведенного на прием времени выполнить качественно свои обязанности врачу бывает довольно проблематично.

 

Три дня болезни — без больничного?

По словам министра, в прошлом году для улучшения доступности медицинской помощи и уменьшения очередей в поликлиниках было совершено много шагов — обеспечен прямой доступ пациентов к «узким» специалистам, разрешена выписка листков нетрудоспособности лично врачом на срок до 10 дней — сразу на все это время или по частям. Пациентам с хроническими заболеваниями рецепты на приобретение лекарств выписываются теперь сразу на 6 месяцев.

— В нынешнем году нужно будет пересмотреть время приема пациента участковым врачом-терапевтом и календарь посещения пациентов на дому, — добавил Василий Жарко. — Уже практически решен вопрос с разрешением выдачи листков нетрудоспособности негосударственными организациями здравоохранения. Министерство здравоохранения направило в Совет Министров предложение о предоставлении в эпидемический период работнику в случае его болезни трех дней без оформления листка нетрудоспособности — по согласованию с нанимателем. Дополнительным резервом может стать использование для медицинского консультирования современных средств коммуникации и интернета. Надо вместе с заинтересованными сторонами рассмотреть вопрос об организации на предприятиях единого дня диспансеризации, что, с одной стороны, позволит улучшить охват работающих профилактическими мероприятиями, а с другой — улучшить организацию и качество проведения профилактических осмотров.

Сегодня Беларусь продолжает лидировать в мире и по объемам госпитализации, и по количеству посещений врача. «Нужен максимум помощи больному при минимуме посещений врача, а ни в коем случае не наоборот», — подчеркнул министр.

 

Медицинская этика — не для всех?

Как отметил Василий Жарко, в прошлом году в три раза по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество обращений граждан по вопросам льготного обеспечения лекарствами. Это обусловлено как внесением изменений в законодательство и усилением контроля за рецептурным отпуском лекарств, так и отсутствием должной разъяснительной работы на местах.

— Количество обращений не уменьшается, в том числе и в высшие органы, что часто свидетельствует о невнимательном и необъективном рассмотрении жалоб на местах, а возможно, и нежелание иной раз выслушать пациента, — поделился своим видением ситуации министр. — Между прочим, не только профессионализм, но и ответственность, доброта, милосердие являются отличительными чертами представителей врачебной профессии. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в последнее время одной из главных жалоб на медицинских работников стало нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики. Не вызывает сомнения, что большинство врачей сохраняют верность клятве Гиппократа, однако грубость, равнодушие и безразличие со стороны отдельных работников, единичные факты финансовых вымогательств позорят не только конкретных медиков, но и вообще профессию врача. Наиболее актуально это для столичной системы здравоохранения. Надеемся, что такие факты будут искоренены, а врач, который позволил недопустимое поведение в отношении пациента, будет прежде всего осужден своими коллегами.

Надежда Николаева, 5 февраля 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108336&idate=2013-02-05

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.