Как помочь детям справиться со страхами

Начало:

Если ваш маленький ребенок плохо спит ночью, плачет, капризничает, просыпается каждые два часа, да и днем ведет себя не лучшим образом, скорее всего, он чего-то испугался. В этих случаях надо создать спокойную домашнюю атмосферу: приглушить телевизор, отключить телефон, ограничить визиты родственников и знакомых, не повышать голоса. Мама должна успокоиться, взять себя в руки и как можно больше времени проводить с ребенком, играя и разговаривая с ним. Чаще обычного носите ребенка на руках, гладьте, ласкайте, как можно больше прикасайтесь к нему. Хорошо перед сном посидеть с малышом, провести так называемый материнский массаж — поглаживать нежно рукой от макушки до пяточек вдоль позвоночника. Эффект такого массажа достигается в том случае, если мама целиком сосредоточится на мыслях о ребенке. Хорошо помогает ежедневное купание в травах (экстракт, настои хвои, валерианы, череды). Полезно повесить у изголовья кроватки мешочек с корнем валерианы, шишками хмеля обыкновенного, периодически обновляя содержимое мешочка.

Если ребенка 2—3 лет испугало животное, сказочный герой, к вышеописанным методам можно добавить «лечение» играми и рисованием. Для малыша, испугавшегося собаки, хорошо сделать несколько рисунков собаки разной величины. Еще лучше, если он попробует нарисовать это сам: от маленькой, со спичечную коробку, до большой собаки во весь лист. Другой способ предлагается детям старшего возраста (5—11 лет). «Нарисуй на одном рисунке себя и то, чего ты боишься, а на другом — чего ты уже не боишься». Сначала ребенок осознает свой страх и изображает его, при этом происходит катарсис (очищение от страха), затем моделируется другая ситуация, где ребенок побеждает свой страх, по существу перестраивая отношение к нему под влиянием косвенного внушения.

детский страх: паук

Рисунки «со страхом» хорошо уничтожить: порвать, выбросить в мусорное ведро, сжечь, вынести из квартиры. Рисование дает ребенку символическое отреагирование страха, он может на равных бороться с бандитом, бросить чудовище в костер, посадить его в клетку и т.д.

Рисунки хорошо помогают и при невротических проблемах одевания. Наблюдались дети, которые категорически отказывались надевать новые вещи или их раздражали колготки, трусики. Ребенку предлагают нарисовать себя все более одетым, снимая напряжение в связи с новыми вещами.

Дети, страдающие страхами, неврозами, как правило, делают мрачные, угрожающие, со страшными персонажами рисунки. Если рисунки становятся более спокойными, палитра красок ярче, лица у людей добрее, то дело явно идет на поправку.

Игра для ребенка — это его мир. Через игру с ним можно наладить контакт, он расскажет о своих страхах, опасениях, фантазиях, выскажет свои обиды. Через игру можно откорректировать поведение ребенка, неблагоприятно сложившиеся черты характера. Простейшая методика устранения страха у ребенка состоит из 3 фаз игрового взаимодействия. В первой фазе устанавливается характер страха и воспроизводится ситуация, вызвавшая страх.

Во второй фазе проводится десенсибилизация (уменьшение или уничтожение) страха посредством перемены ролей. Мать поведением своего персонажа (например, зайца) изображает страх ребенка, он же воспроизводит угрожающий образ (например, играет волка). Терапевтический (лечебный) эффект обусловлен глубиной вживания в угрожающий образ, эмоциональной реакцией. Степень агрессии ребенка в этой игре должна соответствовать силе чувства страха.

В третьей фазе используются обучающие модели поведения посредством повторной перемены ролей. Родители, изображая в этой фазе угрожающий образ, должны постараться сделать это так, чтобы ребенок уже не испытывал страха.

Взрослым надо помнить, что их изображение отрицательных персонажей, в отличие от детских, должно быть мягким, добродушным, вносите в образ побольше юмора. Лучше всего, если малышу понравится персонаж и он с ним подружится: пусть появятся добрый волк, смешное привидение, симпатичная собака, а может быть, и бандит — с огромной занозой в попе.

Ролевая коррекция поведения малыша также состоит из 3 игровых этапов. На первом этапе больному назначаются роли, отображающие неблагоприятные черты его характера. Например, плаксивый ежик, хвастливый заяц, непослушный медвежонок, болтливая сорока. Родители (или врач-психотерапевт) изображают персонажи с положительным поведением. Затем «игроки» меняются ролями: родитель (врач) играет ежа, зайца, медвежонка, а ребенок демонстрирует модель хорошего поведения. На третьем этапе вновь воспроизводят адекватную, первоначальную модель поведения, но ребенок пытается вести себя по-другому. Ему не понравились непослушный мишка и болтливая сорока, которая всех перебивает, осмеивает, он уже не хочет быть похожим на них.

Не стесняйтесь вернуться в детство, мамы и папы! Пусть игра — это фантазия, вымысел, но именно она помогает ребенку понять настоящие жизненные ценности, избавиться от страхов, не тащить их за собой во взрослую жизнь.

Может быть, игра поможет и вам. Попробуйте!

Автор: Валентина Дубовская, психотерапевт. Журнал «Здоровье и успех», № 6 за 1998 год.
Иллюстрации — сайт http://www.ellf.ru/

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.