На первом курсе в Военно-медицинской академии

Написано: 27 Июль, 2009 в категории Мои мемуары

Несколько дней назад сюда из блога “провинциального докторишки” попал Ростислав — выпускник Военно-медицинской академии в Питере, мой ровесник. Прочитав оставленный комментарий, я предложил ему вспомнить учебу более подробно.

Только сегодня наткнулся на Ваш блог (перешел по ссылке с tolstonogova). Сижу, читаю уже битый час, в реанимации всего один стабильный клиент — сестра справится, возможность есть. Зацепило. Столько сразу же воспоминаний всплыло. А думал, что и забыл об этом. Очень интересно было сравнить Вашу учебу со своей (Питер, Военно-медиц. академия), много общего, но много и разного.

Сегодня Ростислав рассказывает о своей alma mater — “военно-конно-спортивно-уборочной академии”, делится секретами стройности и раскрывает понятие “кирпич”.

Военно-медицинская академия

Военно-медицинская академия в Петербурге.

Здравствуйте. Решил последовать вашему совету и поделиться своими ощущениями от учебы в мед. заведении. Автор блога уже писал об обучении в медицинском ВУЗе. Многое у нас с ним сходится, да как наверно и с любым другим представителем медицинской братии. Поэтому я решил поделиться отличиями наших заведений. Наиболее выражены они были на первом курсе, а в дальнейшем потихоньку нивелировались.

ПРЕДЫСТОРИЯ. Почему я поступил в медицинскую академию? Многие ответят, что это их призвание. Не спорю. Но со мной было иначе. В 11 классе остро встала проблеме — что дальше? Какую профессию выбрать? Решил выбрать самую трудную, интеллектуально напряженную. Поразмыслив, решил, что для меня такими являются две — или медик, или астрофизик-ядерщик. А быть медиком еще и полезно, можно полечить родичей, когда возникнет необходимость. Осталось выбрать, куда поступать. Шел 1999 год. Страна по-тихоньку выходила из кризиса, но в глубинке это не ощущалось. Подрастала младшая сестра, родители без работы. Видимо, придется все-таки забыть о медицине и идти в военное училище, быть на гос. обеспечении, чтоб родителей не напрягать. И, о чудо, случайно узнаю, что в Питере есть Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова. Сбылась “мечта идиота”. Таааакое заведение, тааакой престиж. Ага. Поступил с первого раза, удивился. Лишь позже, присмотревшись к уровню многих (сынки, блатные, прочее), понял, что я не из последних.

ИСТОРИЯ. Если кто-то из читающих служил в армии, вспомните первые месяцы службы: наряд-тряпка, канава-лопата, строевая часами — ноги болят, утро — зарядка (в школе 3 км из “удовлетворительно” не выбегал, а в академии за год сдал норматив на третий взрослый разряд). Мы шутили, что учимся в военно-конно-спортивно-уборочной академии. И помимо всего, если осталось время, мы учились.

Учились преимущественно по ночам, т.к. днем командиры находили много гораздо более увлекательных и полезных занятий: кроссы, уборки, овощные склады (иногда вместо учебы), помощь всяк-разным кафедрам (принеси, протри, покрась) и прочее. Самое яркое воспоминание — как же хотелось спать. И есть. Кормило нас государство. Растолстеть не реально. А вот сожрать свои сапоги — реально.

УЧЕБА. Очень интересен сам график. В гражданских ВУЗах каникулы на Татьянин день, то есть семестры разбиты поровну. У нас: осенний семестр с сентября по конечные числа декабря, перед Новым годом сессия, отпуск до 10-15 января, весенняя сессия с января по июнь, 15 июня — 15 июля учения, сессия, август — отпуск. Внимание! Первый семестр — 4 месяца, второй — 7 месяцев. А программа обучения такая же, как в гражданских ВУЗах. Без временных сдвигов и поправок на неравномерность. В первом семестре изучались физика, высшая математика, всякие истории, химия и анатомия. Ну и мелочь разная.

Зимняя сессия закончилась зачетами, многие домой не уехали. Пересдавали без отрыва от производства и без отпуска. Не в том дело, что глупые, а в том, что учиться некогда, да и не умели еще толком. После отпуска у нас появились новые предметы — физиология, гистология и прочее. Ну, зачем я пересказываю, все, как и у вас. Помните, как перед каждым новым предметом, получив учебник, внимательно и с трепетом заглядываешь вперед и предвкушаешь удовольствие от постижения тайн новой для тебя науки? И как через месяц смотреть не можешь на эту «гадину», «пьющую» твою кровь?

Изучая к следующему занятию анатомию, хотелось удавиться, гистологию — отравиться. А анатомия и гистология у нас всегда шли в паре. В один день. И называлось это — «кирпич». Объяснять для бывалых почему — не надо. Или сами помнят, или представят. В этот день хотя бы один «банан» гарантирован. А это отработка. А надо назавтра выучить предыдущие отработки, эту, плюс новый материал, и непременно ночью, хотя уже после 15 часов разлепить глаза-подвиг. У нас ведь не было свободного времени. Студент после учебы идет домой или в общежитие, читать книгу лежа на кровати. А курсант, в лучшем случае, на самоподготовку. Вы не знаете что эта за зверь такой? Априори полагалось, что учиться в казарме нельзя. Потому что курсант тут же найдет нору, туда забьётся и будет спать. Поэтому, после обеда, в 15 часов и до 19.50 расходились по кафедрам для самостоятельной подготовки. Рассаживались в классах, доставали учебники и пытались не заснуть. Не важно, что тебе надо идти на анатомичку трупы ковырять. Пойдешь на химию. Но почему? “А потому что я так приказал” / “А потому что там нет из курсантов никого” / “А потому что ближе”. Ответы могли варьироваться.

Первый курс — сплошной цирк и апогей маразма. Но ведь учились. И сил хватало и на юмор, шутки, дискотеки, амурные дела. А знаете как не хватало женщин. Даже простого общения с ними. Их мы видели на расстоянии. А жили все 150 человек в одной общей казарме. Представляете, о чем были наши разговоры по ночам?

— Щас бы к девушке. Поесть. Поспать. Пару часов отработки поучить.
— А любить?
— Дык откуда ж силы взять? Ну, если только еще раз поспать и поесть…

Это шутка. Лично для меня учиться было невероятно сложно. Жилы рвались. Многие первый курс не выдержали, ушли. Некоторые даже через клинику психиатрии. Но все же мы прорвались через самый сложный год. Дальше год от года становилось легче. Но именно в тот первый курс я по-настоящему научился учиться (простите за тавтологию). И это был задел на всю последующую учебу.

Завершив первый год учебы, Ростислав сделал тот же вывод, что и я после окончания первого курса. У нас на 2-м потоке лечебного факультета училось несколько групп военно-медицинского факультета. Они ходили в зеленой форме и дружно сидели в самом конце лекционного зала. “Военники” не очень любили учиться, поэтому мы их в шутку называли “военмёд“. Если какой-нибудь лектор устраивал поименную проверку посещаемости по спискам, по поводу отсутствующих их ответ был неизменный — “в наряде!”. Насколько это соответствовало правде, я не знаю до сих пор.

Что касается новых и старых предметов, то я, наоборот, смотрел на новые учебникис грустью. Учишься-учишься, читаешь книжки, смотришь атласы, пишешь конспекты, начинаешь понимать логику изучаемой дисциплины, как вдруг БАЦ — экзамен, и новый предмет для изучения. А ты только начал более-менее разбираться в старом… Все труды, как говорят сейчас, “фтопку” :smile:

Комментариев 27 к заметке «На первом курсе в Военно-медицинской академии»

  1. Крыса учёная (112 коммент.):

    27 Июль, 2009 в 20:04

    Весь фокус в том , что ВМА–это два “вуза” в одном- медицинский и военный. А, как известно, за 2 зайцами… и т.д. Я не случайно взял слово вуз в кавычки. НЕВОЗМОЖНО подготовить знающего врача и хорошего офицера за 6 лет. Если только изучать предметы, чтобы сдать экзамен. При ТАКОЙ “учёбе” в голове ничего не остаётся. Знаю на собственом опыте, хотя у нас был гражданский вуз , но такого кошмара не припомню. Мы то же начинали в 8 утра и до 7-8 вечера каждый день. Очень тяжело, полностью согласен. Я не могу судить о качестве преподавания в ВМА, но думаю, что оно д.б. на уровне, т.к. это Ленинград (сам оттуда ).

  2. Gen (6 коммент.):

    28 Июль, 2009 в 10:11

    Прочитав воспоминания Ростислава, всплыли в памяти рассказы одного из моих преподавателей - выпускника ВМА. По поводу постоянной занятости не учебным процессом он упоминал вскольз, основное - ему преподавали те, по чьим учебникам учились мы (и наверно до сих пор учатся). Анатомию вел то ли Привес, то ли Синельников. К сожалению не помню. Его восхищения Учителями меня покорило.
    Интересно узнать у Ростислава как обстоят дела с преподаванием на данный момент.

  3. Крыса учёная (112 коммент.):

    28 Июль, 2009 в 11:03

    “как обстоят дела с преподаванием на данный момент”

    .Это НОВАЯ тема! И думаю, достаточно серьёзная.

  4. Ростислав (3 коммент.):

    28 Июль, 2009 в 21:30

    У меня преподавали легенды: Хилова, Шанин, Полушин, Вайль (соавтор водородной бомбы) и многие другие. Смею вас заверить (и это слова очень многих выпоскников гражданских ВУЗов и их преподавателей) уровень выпускников ВМА был не ниже, чем на гражданке, а по многим параметрам даже выше. Вероятно, что причина - в постоянной стимуляции курсантов к учебе.

  5. Алекс (24 коммент.):

    1 Август, 2009 в 22:24

    Ростислав, ты случайно не у “могилы” на курсе был?

  6. Ростислав (3 коммент.):

    2 Август, 2009 в 11:36

    Да, у него

  7. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    3 Август, 2009 в 04:14

    А у нас с курса человек 20 парней отправили учиться в какой-то вуз с военным уклоном (куда-то в западную часть страны, город не помню), но зто было после 4 курса. А военка была у всех - и у девушек тоже).

    Анекдот (или быль) о военной кафедре одного из ВУЗов нашего города. Майор по прозвищу “ДАДУ”. Его любимая фраза: “Академиев я разных не кончал, но всё, что надо, я вам даду!” Слышала от выпускников данного ВУЗа и не единожды. Хочется верить, что это анекдот! Хотя…

  8. Крыса учёная (112 коммент.):

    4 Август, 2009 в 08:34

    “Хочется верить, что это анекдот!”

    На военной кафедре сложно с юмором. На собственном опыте знаю, что кроме тупости преподавателей и полнейшего абсурда ВО ВСЁМ, ничего не видел. Намного больше полезной информации получил всего за несколько дней на курсе усовершенствования в бывшем ГИДУВ*е.

  9. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    4 Август, 2009 в 10:06

    крысе учёной: Значит быль…, а теплились надежды… Несколько раз на приёме приходилось сталкиваться с прапорщиками - ну тупыеее… Ему одно, а он своё! Спрашиваешь: Прапорщик? А он: Откуда знаете!? Хотя из нашей группы в другой институт на военку перешол очень умный и просто хороший парень. Как сложилось дальше,к сожалению не знаю. И личная просьба - зайдите в тему первого курса - хочется узнать мнение Крысы, да ещё УЧЁНОЙ!

  10. Крыса учёная (112 коммент.):

    4 Август, 2009 в 13:35

    Давно это было и многое просто забылось. Если учесть обязательный колхозный марaзм, который отнял у занятий целый месяц, то самое страшное — это колоссальноe количеcтво абсолютно ненужногo в дальнейшем материала по нормальной анатомии, которое надо запомнить хотя бы для экзамена. Даже врач, который в дальнейшем собирается стать хирургом, д.б. всё изучать сначала, т.к. информация быстро забывается. Но это традиция, cохраняющаяся веками - изучение анатомии на очень подробном уровне. Думаю, что даже хирурги не помнят всех тонкостей строения.

    В принципе, занятия не требовали что-то сверхъестественного. Но для сносного усвоения такого количества материала при налиичи массы других ненужных предметов остается мало реального времени.

    Никто не спорит, что врач д.б. всесторонне образованым человеком. Но всё-таки в медвузе главные дисциплины медицинские, а не общеобразовательные. У нас же они шли на равных, некоторые (сами знаете) были ещё важнеe. Но, несмотря на это, подготовка была на очень высоком уровне и знаниями, полученными, скажем по фармакологии, я свободно пользовался несколько лет. Наш ВУЗ включен в Международный реестр, чей диплом ПРИЗНАЁТСЯ на западе.

  11. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    4 Август, 2009 в 18:18

    Крысе учёной: а мне нравился “колхозный маразм”. Ездила ежегодно - свежий воздух, молоко с фермы, мясо - свежезабитое… Главное - бабье лето, осенний лес, песни у костра - дополнительный месяц каникул! Ну и работа, ещё и какой либо заработок. А программу учебную выполнить успевали. Напрягало, конечно, конспектирование классиков марксизма-ленинизма.

    Некоторые на этом блоге считают, что можно быть врачом-самоучкой. И даже неплохим! А у нас зав. кафедрой был подполковник Адилханян (подпольная кличка - Дебилханян). Вот и отношение к военной кафедре!

  12. Крыса учёная (112 коммент.):

    5 Август, 2009 в 08:59

    Честно, то не перевариваю деревенское убожество, грязь и вековую отсталость. Для меня это было наказанием. Если учесть, что ни о какой оплате речь не шла, еда из дома и внутри нас возили на тракторной тележке (как мы не перевернулись?), то ничего хорошего сказать не могу. А потом началась штурмовщина, т.к. время занятий было упущено.

  13. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    5 Август, 2009 в 12:10

    Крысе учёной! А можно вопрос: почему крыса?

    Не забывайте, что “деревенское убожество, грязь и вековая отсталость ” обеспечивают нас с вами основными продуктами питания. Хотя “столичные штучки” всегда относились к остальным жителям страны с некой долей превосходства. Впрочем, как и к коллегам, окончившим “периферийный” ВУЗ, но это уже другая история!

  14. Крыса учёная (112 коммент.):

    6 Август, 2009 в 10:43

    Скажите, а в Европе оно не обеспечивает людей продуктами? Но почему-то там на ферме Вы можете ходить в модельной обуви. ЛЮДИ обуславливают это перманентное состояние российской деревни вот уже много веkов. Для преобрaзований надо только одно - наличие желания. А его в подавляющем большинcтве случаев нет. Значит, людей это уcтраиваeт. Так проще - жить в помойке. Но мы уклонились в cторону от нашей специальности. Кстати, медицины это тоже касается.

    Для автора сайта. Очень плохо работает авторизация и зaщита. Даже при правильном наборе пишет “ошибка”

  15. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    7 Август, 2009 в 05:47

    Доброе утро! А почему всё таки крыса?

    В европейских странах не была, у нас и в городе порой нельзя пройти на каблуках.

    А Вы, повидимому, живёте не в России. Уезжают туда, где лучше, а кто будет улучшать жизнь на Родине? В той же медицине! У знакомых родственнику поставили диагноз опухоль мозга, наши врачи честно сказали, что шансы минимальные. Решили искать другие пути - в Швейцарии уверили, что будет, как новенький. Короче: операция, “растительное” состояние, смерть через пол года! И миллион рублей (предприятие небедное помогло).

    Если все будут надеяться на “чудесный”запад, то и наша медицина деградирует. И не надо сравнивать маленькую чистую Германию, например, с необьятной Россией, её климатом и, конечно, менталитетом - такие уж мы - Русские!

    Насчёт “ошибки” - аналогичная проблема!

  16. Крыса учёная (112 коммент.):

    8 Август, 2009 в 22:32

    А вот не скажу , почему крыса. Попробуйте догадаться сами. Да и не в этом суть. Вы знаете, улучшать жизнь на Родине надоело. Чем больше ты стараешься, тем хуже для тебя. Всё это давно уже пройдено. Ну не хотят люди сделать так, чтобы жилось нормально. НЕ ХОТЯТ! Медицина, за небольшим исключением, давно уже в… Дело не в “чудесном западе”, а в том, что ТАМ люди ХОТЯТ жить хорошо и им в этом никто не мешает.

  17. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    9 Август, 2009 в 04:31

    Ну бог с ней, с крысой! Не буду ломать голову, остановлюсь на “учёной”. Где-где медицина…!? Самое интересное, что образование люди получают дома, а жить уезжают, где лучше! Вот и диплом Вашего ВУЗа признаётся на западе. Значит не всё ТАК плохо! А кто мешает жить лучше? Давайте все махнём в “теплые” края, а Родина … Эх, за Державу обидно…

  18. Алекс (24 коммент.):

    21 Август, 2009 в 21:37

    Бред… Это пишут те, кто не может учиться в военном вузе. Военные врачи имеют лучшую подготовку в России.

    Если не хватает воли и терпения, не идите в военный ВУЗ, там и так пиджаков хватает..

  19. Крыса учёная (112 коммент.):

    21 Август, 2009 в 22:48

    “Военные врачи имеют лучшую подготовку в России”.

    Строевую среди врачей-да, согласен.

  20. Крыса учёная (112 коммент.):

    21 Август, 2009 в 22:57

    Один случай из моей жизни. На дежурстве заболел зуб. А тут как раз вызов на тяжелые ожоги. Госпитализация в клинику термических поражений ВМА на Загородном. Передали пострадавшего и я решил попросить дежурного стоматолога посмотреть меня. Зуб надо было удалять. Более получаса подполковник пытался что-то сделать.Сломал часть зуба и сказал под конец , что пока надо подождать и принимать антибиотик. Я думаю, достаточно. И это Ленинград, ВМА!

  21. Ирина Владимировна (84 коммент.):

    22 Август, 2009 в 03:49

    Крысе учёной! Простите за назойливость, а почему не Крыс? Вы, как я понимаю, ОН!

    А зубы надо было “рвать” ну хотя бы у лейтенанта! Не подполковничье это дело… :razz:

  22. Эвальд (1 коммент.):

    19 Октябрь, 2009 в 00:40

    Ростя, молодец! Дал вспомнить прошлое:).
    Читаю и смех сквозь слезы (про первый курс и военно-конно-уборочную:) )

  23. Эдуард ВЕНгржановский (1 коммент.):

    10 Ноябрь, 2009 в 19:03

    СПбГМУ им. Павлова круче ВМА и это все знают!!! :grin:

  24. Ксюша (1 коммент.):

    8 Январь, 2010 в 15:52

    Здравствуйте, Ростислав. А вот скажите, как часто вас на “волю”-то отпускали? На девушек время хватало? Мой молодой человек переводится в эту академию, вот и хочется узнать :cool: .

  25. Сухопутчик (1 коммент.):

    27 Июнь, 2010 в 06:32

    Прочитал воспоминания! возник вопрос. А начальником случайно был не Перегорулько? в начале своей карьеры - капитан. его белая четверка - форева!!!

  26. Настя (13 коммент.):

    5 Июль, 2010 в 07:39

    Вот скажите пожалуйста, принимают ли девушек в военно-медицинскую академию??? С учёбой очень хорошо, физ. подготовка норм.!!!!!!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!

  27. superdoctor (1 коммент.):

    15 Июль, 2010 в 00:49

    приятно порадовал пост Ростислава о родной alma mater. прям настальгия нахлынула о казалось таких трудных временах, но как оказывается одних из самых счастливых (по всей видимости не только у меня). Готов подписаться под каждым словом, все именно так, как и у меня, только на 3 года раньше. И “магилу” отлично помню. один из самых предприимчивых начкуров:)

    Очень не приятны конечно некоторые некомпетентные коментарии из разряда военврачи лучшие лишь в строевой,т. к. полковник зуб плохо удалил, а 1ый мед вообще всегда круче! все это неиначе как грязные инсинуации и назвать нельзя! мало кто знает, насколько тернист путь военного медика к настоящему врачеванию и клинической работе в частности. Ведь после интернатуры ты не распределяешься в госпиталь применять и совершенствовать свои свежеполученные звания, а едешь в какую-нибудь дырень затыкать кадровые дыры в минобороны, в виде первичного организатора медслужбы отдельного корабля, лодки, медпункта, части и т.д., где клинический объем работы в разы меньше, чем у штатного участкового терапевта даже сельской амбулатории. так что вы представте, какая должна быть воля и желание реально лечить людей, чтобы паралельно со службой, с кучей отчености, загонами отцов командиров, паралельно совершенствовать или хотя бы освежать полученные клинические знания, выбивать направление на разрешение учебы и возможности поступления в родную академию в ординатуру, где напряги с местами, как везде куча блатных, да еще и зарплата в ближейшие 3 года только за звание (меньше в 2-3 раза чем платили в части и в 4-5 чем на лодке). вот вам и воля к победе. Per aspera ad astra!

Напишите свой комментарий:



Внимание! Все комментарии публикуются после ручной проверки. Удаляются комментарии со спамом, оскорблениями, бессвязным текстом. Также не всегда публикуются вопросы по сложным частным случаям заболеваний, по которым нельзя дать однозначного и четкого ответа.