Трудный переходный возраст (ответы психолога)

Совместно с радиостанцией «Мир» газета «Звязда» провела «прямую линию» по теме особенностей переходного возраста. Что же происходит с уже не детьми и еще не взрослыми? Чем обычный конфликт отцов и детей отличается от патологии, когда о подростке говорят как о трудном? На вопросы корреспондентов, а также слушателей и читателей ответил психолог Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Виктор Губкин.

* * *

«Мир»: Когда начинается переходный возраст, каким образом может проявляться?

— Ребенок, как известно, постоянно растет, меняется с точки зрения и физиологии, и психологии. Где-то с 11-12 лет начинается подростковый возраст, который продолжается лет до 18-19-ти. Кстати, Всемирная организация здравоохранения не так давно увеличила эти рамки до 21 года… Таким образом, растет и перестраивается весь организм. С другой стороны, меняется психика, появляются новые потребности и желания. Это требует от подростка конкретного устройства и может сказываться на том же поведении. Довольно часто изменения в организме воспринимаются подростком как нежелательные, отсюда и определенные внешние особенности: подросток начинает сутулиться, носить одежду, которая скрывала бы фигуру. Девушки начинают носить бесформенные свитера…

* * *

«Мир»: Кому труднее дается подростковый возраст — девочкам или мальчикам?

— Сложно и одним, и другим, просто сложности разные. С девочками, как правило, проще договориться, поскольку считается, что они быстрее вызревают, становятся взрослыми, к тому же они более послушные, ответственные… Управлять же поведением мальчиков гораздо сложнее.

* * *

«Мир»: Каких подростков следует называть трудными?

— Я думаю, тех, которые начинают собираться в определенные группировки, проявляют асоциальное поведение. Как вы понимаете, речь идет не просто про разбитое мячом стекло… Не заметить трудного подростка невозможно, поскольку здесь есть определенная патология, которой в психологической науке посвящены целые тома… Правда, довольно часто самые близкие подростку люди последними узнают о том, как ведет себя ребенок, чем занимается и увлекается. Очень большое значение здесь имеет школа, где быстрее проявляются и выражаются асоциальные поведения ученика. Если бы родители чаще приходили в школу, общались с учителями, то узнали бы о своем ребенке гораздо больше, чем им становится известно в пределах квартиры. К сожалению, родители сами признаются, что не могут посещать школу хотя бы раз в неделю. Они заняты работой, у них почти нет свободного времени… Но это еще не говорит о том, что родители плохие. Важно, что желание у них есть…

* * *

«Мир»: А можете ли вы вспомнить примеры того, как трудный подросток стал, так сказать, на «правильные рельсы»?

— У нас были случаи, когда парень и девушка употребляли алкоголь, пытались употреблять наркотические вещества, ночевали на улице. Оба из неполных семей… Ими занимались не только специалисты нашего диспансера, но и сами матери, которые очень старались, чтобы помочь своим детям, привлекался и школьный психолог… Никогда не надо забывать о работе профессионалов. Если появляются какие-то проблемы — ищите специалиста, которому сможете доверять. Кстати, для подростков работает общереспубликанский телефон доверия: 246 03 03.

* * *

«Звязда»: Что может обеспечить плавный переход из детства в переходный возраст, а из переходного возраста — во взрослую жизнь?

— Теплые, доверительные отношения в семье — гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения. Должно быть поменьше претензий друг к другу — между родителями, другими взрослыми родственниками и в отношении детей. Ребенок есть отражение не большого социума, а очень маленького — семьи. И чаще всего дети вполне похожи на своих родителей. Если ребенок врет или ворует, родители должны спросить, почему это происходит, прежде всего у самих себя. Вообще, мы все довольно часто обманываем и себя, и окружающих. Надо стараться, чтобы этого обмана было как можно меньше. Чем больше искренности, тем проще отношения. Я думаю, что в таком случае семья проще переживет «кризисный» переходный возраст.

* * *

«Звязда»: Почему первые пробы алкоголя и табака необходимо откладывать на как можно более поздний возраст?

— Думаю, не стоит вообще начинать пробовать алкоголь и сигареты. Если же подросток все-таки начинает это делать, дайте ему информацию о том, что происходит с организмом под воздействием этих веществ, покажите и расскажите про цирроз печени, изменение гормонального фона как у девочек, так и у мальчиков, результатах этих изменений и т. д. Не надо пугать, просто показать, рассказать как можно более полно.

* * *

— Минск, Надежда. Дочери 17 лет. Воспитываю одна. Последние пять лет отношения наши ухудшились. Дочь проявляет грубость, не интересуется моей жизнью и моими проблемами, что меня очень обижает. А на людях она вежливая и нежная…

— Это как раз пример того, что у девушки проблема не с социумом, а именно с матерью. Непонятно, во-первых, почему мама обижается. От ребенка не надо требовать, чтобы он заменял мужа. Если вы хотите поговорить про взрослые проблемы, идите к взрослой подруге. Если же ребенок отказывается помогать, то, скорее всего, вы с самого раннего детства не приучали его к таким семейным взаимоотношениям. Чего же требовать, когда ребенок вырос?

Что мы успеваем дать ребенку до 7 лет, то и будем получать в течение, как минимум, следующих десяти. Правда, в мелочах мы всегда можем пытаться отрабатывать свои «ошибки»… Допустим, в комнате ребенка беспорядок. Иногда он даже нужен. Для того, чтобы ребенку что-то понадобилось, и он попытался навести порядок по призыву собственной души, а не по жесткому требованию родителей. А иногда родителям не мешало бы предложить свою помощь, чтобы конкретно показать, как красиво можно сделать.

В воспитании нужно сочетать мягкость характера и жесткость требований. Когда мы предъявляем некое требование, оно должно быть, во-первых, одно, во-вторых, короткое и адекватное. Когда мы говорим, что ребенок должен приходить домой в 22.00, то должны объяснить, почему так и не иначе. И здесь не может быть никаких колебаний. Кстати, идеальный вариант — чтобы ребенок ложился спать в 21.00. В противном случае мы видим в школе сонные глаза, рассеянность, неспособность к учебе в принципе. Второй важный момент — самому тоже надо держаться определенных правил. Если ребенок видит, что вы играете в компьютерные игры до трех часов утра, а от него требуете ложиться спать в 21-м часу, то точно можно сказать: будут конфликты.

Когда мы просим выключить компьютер, то должны объяснить, почему это нужно сделать. Может быть, придется объяснить не раз. Если будете практиковать это с самого раннего детства, то дальше сработает привычка. Отсутствие же дисциплины отразится и на взрослой жизни. Конечно, есть взрослые, которые не могут проснуться, заставить себя выполнять какие-то обязанности.

Наконец, следует упомянуть и о чувстве юмора. Юмор в нашей жизни играет очень важную роль. Чем чаще в вашей семье улыбаются, тем больше у вас счастья, доверия, расслабления… Безусловно, у кого-то может быть плохое настроение, и тогда все могут ему посочувствовать. Все-таки семья — это своеобразное сообщество, где все рассуждают, в принципе, одинаково. Если кому-то плохо, семья объединяется, чтобы помочь. Однако другое дело, если подросток постоянно видит только недовольные, хмурые, злые лица…

* * *

— Минск, Арина. Младшему брату 14 лет. Разговаривать с ним и мне, и родителям, мягко говоря, непросто. А самое важное, он не хочет учиться, вообще не стремится читать, все списывает с помощью мобильного… Нам все пустить на самотек или есть какие-то варианты воздействия?

— Иногда нужно не только говорить, но и что-то делать. Почему допускается списывание с мобильного? Почему у 14-летнего подростка мобильник имеет больше функций, чем просто прием звонков?

* * *

— Осиповичи, Елена Ивановна, учительница. Что нужно делать, если в классе возникает проблема исчезновения вещей, краж? Обычно учитель не хочет «выносить сор» за пределы не то что школы — класса. Каким образом учитель может провести разбирательство, чтобы выявить тех, кто этим занимается? Каким образом строить работу с родителями?

— Если мы что-то скрываем, замалчиваем, то только способствуем проблеме. Такие ситуации необходимо решать все-таки с привлечением милиции.

Окончание: ошибки в отношениях родителей с детьми (ответы психолога).

Светлана Борисенко. 3, 6, 14 марта 2012 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе:
http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=94165&idate=2012-03-03
http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=94247&idate=2012-03-06
http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=94512&idate=2012-03-14

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.