В комплексном лечении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сотрудники РНПЦ психического здоровья впервые в Беларуси применили метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП). В его основе лежит воздействие постоянным электрическим током малой силы на ткани головного мозга при помощи сертифицированного аппарата «Поток-1».
Лечение получили более 30 детей в возрасте 3-10 лет с расстройствами аутистического спектра. Основными симптомами заболевания были:
- отставание в развитии,
- отсутствие речи или задержка ее развития,
- повторение одних и тех же слов и фраз.
Кроме того, дети избегали телесных, вербальных, зрительных контактов.
Курс лечения состоял из 10-12 сеансов транскраниальной микрополяризации, которые проводили ежедневно. Длительность процедуры варьировалась от 20 до 40 минут. Область воздействия подбиралась каждому пациенту индивидуально на основе данных нейропсихофизиологического обследования. Использовали 2-4 электрода площадью 2 квадратных сантиметров с гидрофильными прокладками, которые устанавливали на кожу головы и фиксировали эластичным бинтом-повязкой.
Положительный результат лечения подтвердили психологическое и логопедическое обследование, данные ЭЭГ, общее клиническое впечатление.
Наталья Сергеева, врач-психиатр-нарколог РНПЦ психического здоровья:
— В силу клинического разнообразия проявлений аутизма, своеобразным компромиссом между теорией и практикой стал термин «расстройства аутистического спектра» — РАС.
В мире 40 из 10 000 детей страдают расстройствами аутистического спектра. В Беларуси за последние годы этот показатель составлял всего 2 случая. Однако истинную распространенность этих расстройств в нашей стране определить сложно из-за особенностей подходов к постановке диагноза «аутизм» и сбора статистических данных. В 2011 году в Минске под наблюдением психиатров находился 171 ребенок с установленным диагнозом «аутизм». Показатель общей заболеваемости в столице в том же году — 5,4 случая на 10 000 детского населения.
Особенности расстройств аутистического спектра:
- качественные нарушения социального поведения (отсутствие контакта «глаза в глаза», неспособность развивать взаимоотношения со сверстниками и др.);
- качественные коммуникативные нарушения (задержка или полное отсутствие речи, неспособность начать или поддержать разговор, отсутствие ролевой игры и др.);
- специфические интересы и стереотипное поведение (хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела и др.);
- проявление симптомов в основном до 3-летнего возраста.
В связи с неоднозначными подходами к оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра в последние десятилетия идет активный поиск дополнительных, в т. ч. немедикаментозных методов лечения данной патологии, которым и является транскраниальная микрополяризация.
В комплексной терапии мы решили попробовать транскраниальную микрополяризацию, в ней удачно сочетаются простота и неинвазивность традиционных физиотерапевтических процедур с высокой степенью избирательного воздействия.
Метод позволяет активизировать резервы мозга, уменьшить проявления функциональной незрелости. Важный момент — отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транскраниальной микрополяризации.
Методика показана также при неврологических заболеваниях (ДЦП, органические поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, неврозы и неврозоподобные состояния и др.). Транскраниальная микрополяризация может использоваться как самостоятельный лечебный метод.
Противопоказания:
- индивидуальная непереносимость электрического тока,
- злокачественные новообразования,
- простудные и инфекционные заболевания,
- высокая температура.
Результаты транскраниальной микрополяризации обнадеживают. У детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, наблюдалась положительная динамика:
- они стали лучше понимать обращенную речь,
- снижались агрессивность и страх,
- улучшалось настроение,
- появлялся интерес к окружающему.
Например, мама 3-летнего Н., прошедшего курс транскраниальной микрополяризации, заметила, что исчезло «мычание», сын произносит все звуки, слова, после просмотра мультфильма он стал активно повторять «кто там?» и «носок». Кроме того, Н. начал интересоваться картинками, упорядочилось его поведение, у мальчика появились бытовые навыки, полюбил катание с горки, научился различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Пациенты с логопедическими нарушениями (в т. ч. дети с расстройствами аутистического спектра) после микрополяризации произносят новые звуки и слова. Речь становится более осмысленной и четкой, они начинают понимать обращенные к ним слова. У большей части пролеченных детей улучшилась коммуникация, упорядочилось поведение.
Изучение возможностей транскраниальной микрополяризации перспективно и при других психоневрологических заболеваниях, особенно — не поддающихся традиционной терапии.
Подготовила Елена Гордей, «МВ».
Опубликовано 14 марта 2013 года в газете «Медицинский вестник», № 11 за 2013 год.
Читайте также: