Минские поликлиники сегодня: дефицит кадров и современные технологии

Медицину у нас не ругает только ленивый. И врачей в поликлиниках не хватает, и относятся они к больным невнимательно, и талончик на прием не взять, и очереди перед кабинетами большие… Да, во многом наши претензии обоснованы и справедливы, но сказать, что специалисты не ищут выхода и не пытаются улучшить положение, тоже будет неправильно.

Мы решили привести два взгляда на эту ситуацию. Один — минчанина, читателя «Звязды», чьи пожилые родители часто нуждаются в медицинской помощи, и второй — специалиста, который работает в системе здравоохранения. А выводы, надеемся, вы сделаете сами.

 

«Ведь здоровье куется именно в поликлиниках…»

В редакцию позвонил наш читатель Александр из Минска и рассказал, что его родители прикреплены к 16-й минской поликлинике. Это район, где проживает много пожилых людей. Отсюда и трудности. У пожилых, как правило, много проблем со здоровьем. Да и передвигаются они медленно, поэтому создаются очереди, например, в аптеке при поликлинике, в том числе и потому, что она обслуживает большое количество льготников.

— У моих родителей несколько раз за последнее время менялся участковый терапевт. Пару лет назад была врач, которая отработала на этом участке уже 5 лет, всех знала и была почти своим человеком для людей, — вспоминает Александр. — Но с того момента, как она ушла, началась активная ротация участковых врачей. Один уходит — на это место берут другого, молодого. И знаете, складывается такое впечатление об этих молодых врачах, что для них работа — как отбывание наказания. Я иногда даже думаю: и надо же было им попасть сюда…

прием пациента в минской поликлинике

Да, врачам работать сложно. Зарплаты невысокие, нагрузка огромная. А тут еще и человеческий фактор: на каждого пациента отведен какой-то лимит времени. Но нашим старикам не всегда нужна очень квалифицированная помощь, на мой взгляд. Иногда главное — выслушать их, успокоить. Но на это нужно время, которого обычно не хватает — отсюда очередные сложности и проблемы.

Мне пришлось обращаться к заведующей поликлиникой, к старшей медсестре… Родители старенькие, приходилось просить об упрощении некоторых процедур. Ничего плохого сказать не могу, мне шли навстречу. Но, опять же, в последний раз, когда пришли к окулисту, пришлось провести перед его кабинетом почти час, хотя ждали свое время по талону. Доктору попался сложный пациент, с которым пришлось повозиться. Правда, я был к этому морально готов.

Работа врача очень ответственная. И, чтобы удержать людей, считаю, нужно им платить. Ведь здоровье куется именно в поликлиниках, а не в больницах, где оказывается экстренная помощь. Если в наших поликлиниках будут сидеть хорошие врачи и если их будет хватать — тогда все у нас будет хорошо.

 

Начальник отдела первичной медико-санитарной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Людмила Луговец: «Мы нуждаемся в медицинских кадрах и не скрываем этого»

Минск никогда не мог похвастаться 100%-й укомплектованностью участковыми врачами-терапевтами или врачами-специалистами. И хотя в последние годы Министерство здравоохранения направляет к нам много выпускников медицинских университетов, к тому же построено и заселено общежитие для медработников, а на подходе еще одно, тем не менее мы все еще нуждаемся в медицинских кадрах и не скрываем этого. На сайтах наших поликлиник есть информация о том, кого они приглашают на работу, предлагают места в общежитиях (в этом им помогают районные администрации)…

Но сейчас пришло много врачей-интернов, которые в следующем году пополнят наши ряды. Именно следующий год, как мы считаем, позволит нам значительно улучшить положение с укомплектованностью кадрами первичного звена. Оно уже улучшилось по сравнению с предыдущим годом, но проблемы в отдельных поликлиниках еще есть.

Кроме того, в районе новостроек наши поликлиники сталкиваются с перегруженностью. Это 26-я поликлиника во Фрунзенском районе, 10-я — в Сухарево, 8-я — в Первомайском районе, 25-я — в Московском… Дело в том, что поликлиники строятся после того, как заселяются жилые дома. Это создает определенные трудности.

Но хочу подчеркнуть: основную нашу задачу мы видим в том, чтобы принять всех нуждающихся в медицинской помощи и грамотно разделить потоки пациентов: в первую очередь оказать помощь тем, кто остро в ней нуждается, а потом обеспечить помощью всех остальных пациентов.

 

Как попасть на прием к врачу

Хотелось бы отметить, что мы, как правило, планируем свои походы к парикмахеру, другим специалистам в сфере бытового обслуживания. Так же во всем мире планируется и посещение врача. Сегодня мы говорим о том, что первичная медицинская помощь — это во многом плановый вид помощи, а значит, повторюсь, посещение врача нужно планировать. Для чего у нас есть различные возможности.

Если еще 8-10 лет назад в наших поликлиниках (причем не во всех) была только многоканальная телефонная связь, то сегодня жители могут записаться на прием к врачу с помощью интернета. С прошлой недели мы увеличили квоту на запись через интернет до 20% (раньше было 10%). Запись мы предоставляем без ограничения срока. То есть, если пациент приходит и говорит, что планирует визит к офтальмологу, он может записаться предварительно в течение месяца, на тот день, когда ему удобно.

В 19 городских поликлиниках для взрослого населения работают инфокиоски, которые также помогают пациентам взять талон и попасть к врачу. Инфокиоски удобны тем, что, когда через них заказывается талон, человек сразу видит все расписание работы доктора и на какое время есть талоны (как и в интернете).

Когда человеку нужно попасть к медикам в течение дня, то в нашем городе отработана система функционирования доврачебных кабинетов. На случай острых ситуаций разработаны алгоритмы действий и пациента, и медицинских регистраторов. С ними можно ознакомиться на стендах поликлиники, в столе справок.

Например, человеку нужно заказать очки. Сегодня уже необязательно идти с этой проблемой к врачу-офтальмологу. По Минску работает 38 специально подготовленных медсестер, которые ведут самостоятельный прием пациентов. В регистратуре у вас поинтересуются, по какому поводу вы идете к окулисту, и могут отправить к специально обученной медсестре. Она подберет очки, выпишет капли для глаз, если в этом есть необходимость, даст направление на то или иное дополнительное обследование. Если пациент приходит с острой болью в глазу, а на данный момент офтальмолога нет, его отправят в специализированную офтальмологическую клинику. Или, если офтальмолог в тот момент работает, он примет такого пациента без талона.

* * *

16-я поликлиника, кстати, хорошо укомплектована узкими специалистами, а вот с участковыми терапевтами там сейчас есть проблемы. Поэтому ведут прием также все заведующие терапевтическими отделениями, в том числе осуществляют визиты на дом.

Но надо понимать ситуацию. На каждого взрослого жителя Минска за прошлый год приходилось примерно 7 посещений поликлиники. Но ведь человек может прийти в поликлинику и 20, и 30, и 40 раз. Мы никому не отказываем, хотя часто такие обращения — особенно это касается пожилых людей — носят социальный характер. Пожилому человеку необходимо пообщаться, выговориться, а у его детей не всегда находится время. Одинокому пожилому человеку еще хуже. Поэтому мы активно взаимодействуем с социальными службами. Наши помощники врачей и врачи-реабилитологи ведут приемы по графику в территориальных центрах социального обслуживания населения, что делает медицинскую помощь еще более доступной.

* * *

В последние годы большинство наших поликлиник прошли капитальный ремонт, модернизацию, недавно были введены в строй три новые поликлиники. Все они прекрасно оборудованы, и сегодня стоит задача рационального использования имеющегося оборудования. С этой целью мы создаем центры коллективного пользования. У нас сегодня в городе работают 10 кардиологических центров, в каждом районе — урологический центр, есть широкая сеть эндоскопических центров. Функционируют отделения ультразвуковой диагностики. Если раньше, еще 5-6 лет назад, к нам поступали обращения, что сложно сделать УЗИ или взять талон к тому или иному специалисту, то сейчас таких жалоб стало намного меньше. Сформированы бригады узких специалистов. Например, работает неврологическая бригада в Центральном районе, эндокринологическая бригада — в Первомайском, офтальмологическая — в Заводском районе. Мы перенаправляем к ним пациентов, если нет возможности обследовать их в поликлинике по месту жительства. Это также делает медицинскую помощь более доступной.

* * *

Мы активно работаем и на предприятиях. Сейчас многие из них, например, контролируют лечение артериальной гипертензии у своих работников. За счет средств предприятия, согласно коллективному договору, приобретаются лекарства, рекомендованные врачами. Сегодня в городе таким образом лечатся около 7 тысяч человек. Большое спасибо руководителям таких предприятий, потому что за этим стоят сотни спасенных человеческих жизней, сотни людей, которые не стали инвалидами.

 

Скоро в Минске будут введены электронные медкарты

Наша служба старается не отставать от времени. Минск, особенно наше амбулаторное звено, идет впереди всей республики по развитию информационных технологий. Это не только инфокиоски. В 15 поликлиниках города уже введена выписка электронных рецептов. В некоторых поликлиниках прорабатываются вопросы, связанные с электронной картой. Перед нами поставлена задача внедрить ее в городе до конца следующего года. Но уже сегодня 14-я, 19-я, 29-я, 34-я поликлиники формируют электронные медицинские карты амбулаторного больного. Когда эта сеть будет полностью сформирована, то, например, врач в больнице, получив от пациента его персональный чип, сможет тут же увидеть, какими заболеваниями тот страдает, какое лечение получает и какие меры помощи должны быть оказаны в той или иной ситуации.

В городе уже функционирует локальная корпоративная компьютерная сеть. Поликлиника может оперативно получить по электронной почте эпикриз из стационара, результаты анализов пациента, распечатать их и тут же вклеить в амбулаторную карту. Это очень облегчило нашу работу.

 

Наши врачи уже консультируют онлайн и по скайпу

Сейчас мы активно развиваем в поликлиниках консультирование по скайпу. Это очень удобно. Участковый врач выделяет определенное время для своих пациентов, которых он хорошо знает, и может, не выходя из кабинета, консультировать их, корректируя назначенное лечение. А пациентам при этом нет необходимости приходить в поликлинику. И врачи с удовольствием идут на такую форму работы, и для пациентов это очень удобно.

Уже несколько лет широко используется консультирование в режиме онлайн. Можно зайти на сайт любой нашей поликлиники, задать вопрос доктору и в течение 1-2 дней получить ответ на него.

Сегодня совсем не обязательно приходить в поликлинику и для того, чтобы оформить выписку о состоянии здоровья. На сайтах поликлиник есть специальный раздел, пациент может направить туда запрос в электронном виде, внести паспортные данные и в пятидневный срок, предъявив паспорт, получить в регистратуре или столе справок выписку из медицинской документации.

* * *

Но хотелось бы, чтобы было понимание и ответственность за свое здоровье и со стороны пациента. Если бы каждый пациент добросовестно относился к сохранению своего здоровья, выполнял все рекомендации врачей, количество людей, которые обращаются в поликлинику, значительно снизилось бы.

Хотя в последние годы нас очень радует, что увеличивается количество здоровых людей, которые приходят в поликлинику и интересуются профилактикой заболеваний, активно посещают школы здоровья. Сегодня мы собираем базы данных таких активных пациентов. Если они дают нам свой электронный адрес, направляем материалы по профилактике того или иного заболевания непосредственно на него. Мы будем и впредь пропагандировать и активно развивать такую форму работы.

Светлана Бусько, 19 октября 2013 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2013/10/19306.html

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.