Могут ли стать партнерами пациенты и врачи?

В Беларуси пока успешно работает только «жалобный принцип».

Однажды в Министерство здравоохранения Литвы пришло письмо следующего содержания. Немолодая женщина писала: «Я целую неделю конспектировала свои вопросы, которые собиралась задать семейному врачу. Их у меня накопилось 17. Однако на приеме мой молодой семейный врач начал интересоваться, кто из моей семьи болел туберкулезом, бронхитом или другими заболеваниями легких, есть ли рядом с местом, где я живу, озеро или река, в каком доме я живу (кирпичном, бетонном или деревянном). Он все спрашивал и спрашивал о каких-то странных вещах во время всего визита, поэтому для моих вопросов времени просто не осталось». Эту историю участникам семинара «Права пациентов в Беларуси: вопросы гарантий и защиты», который прошел в Вильнюсе, рассказала директор государственной инспекции медицинского аудита при Министерстве здравоохранения Литвы Рамуне Навицкене. Семинар стал очередным этапом проекта по реализации прав пациентов, инициированном Центром социальных инноваций.

Между прочим, история имела продолжение. Пациентке, которая пожаловалась на врача, юристы сообщили, что, если медицинское обслуживание ее не устраивает, она имеет право выбрать другого врача и даже другую поликлинику. А медики, в свою очередь, разъяснили, что врач пробовал выяснить этиологию ее заболевания. Не прошло и месяца, как та женщина снова пишет в министерство: «Не нужно писать отписки, министерские бюрократы. Насчет вашего предложения сменить врача я вам так скажу: мой врач — молодой, красивый и мудрый. И менять его я не буду. Но вы все равно не объяснили мне, почему он не отвечал на мои вопросы, а только все расспрашивал и расспрашивал?»

— Мне кажется, что это самое красноречивое доказательство того, как бережно нужно обходиться с любой информацией, — считает Рамуне Навицкене. — Вообще самое проблематичное право — это право пациента на информацию. Большую часть жалоб, которые поступают в нашу инспекцию, пишут пациенты, недовольные тем, что медицинские работники с ними мало разговаривают. И их можно понять: любой человек хочет знать о своем здоровье и о своей болезни как можно больше. И ни разу никто из пациентов не пожаловался на то, что врач с ними так много разговаривает, что устали его слушать…

Знать или не знать?

Следует пояснить, что Литва первая из стран на постсоветском пространстве приняла Закон «О правах пациента и компенсации за ущерб здоровью». Это произошло еще в 1996 году. Вообще в 80-90-х годах XX века практически во всех европейских странах активно развивались национальные законодательства по правам пациентов: появлялись отдельные законы, хартии прав пациентов, кодексы профессиональной этики медицинского персонала, заключались соглашения между работниками здравоохранения и органами власти.

Но в Беларуси отдельного закона нет, хотя соответствующий законопроект и был подготовлен по поручению Министерства здравоохранения еще в 2005 году. К работе над ним привлекались эксперты Всемирной организации здравоохранения, учитывался также международный опыт совершенствования законодательства по правам пациентов в разных странах мира. Однако почему законопроект так и не попал в белорусский парламент, неизвестно. Возможно, для реализации декларированных в законе прав требуется финансовая и кадровая устойчивость медицинской отрасли, а и с первым, и со вторым у нас пока что есть серьезные проблемы. Принять законодательный акт значительно проще, чем затем его реализовывать.

Тем больший интерес представляет опыт соседней Литвы, где закон на протяжении 12 лет неоднократно «шлифовался».

Согласно действующему на сегодняшний день закону, пациент в Литве имеет право выбирать врача, медицинскую сестру и организацию здравоохранения

— После вступление в действие новой редакции закона в 2010 году пациенты выбирать медицинскую сестру уже не смогут, — рассказывает Рамуне Навицкене, — потому что случаются и курьезные случаи. Скажем, некоторые пациенты выказывают желание, чтобы их всегда обслуживала молодая красивая медицинская сестра, которая всегда улыбается… Наш закон также позволяет выбирать методы лечения и диагностики. Но, признаюсь, что есть нормы, которые в жизни очень тяжело укоренить, тем более что медицинские технологии постоянно совершенствуются, а каждый хочет пройти самую современную диагностику… Например, пациент может настаивать на прохождении томографии, а врач его в этом не поддерживает. У пациента есть возможность сделать томографию на платной основе, и в том случае, если он докажет, что был прав, ему должны вернуть деньги за платное обслуживание. Врач также должен информировать пациента о том, что в соседней клинике можно сделать, скажем, не полостную, а лапароскопическую операцию. Был случай, когда женщина, у которой после полостной операции остался не очень красивый шов, взыскала с медицинского учреждения материальную компенсацию на той основе, что на восстановление после операции у нее ушло много времени, муж ее бросил, а на работе не стали долго ждать и уволили. Мотив — пациентку не предупредили о возможности проведения малотравматичной операции. Вообще, согласно закону, врач обязан объяснить пациенту возможные результаты лечения, сообщить об альтернативных методах лечения и других обстоятельствах, которые могут повлиять на решение пациента согласиться или отказаться от предложенного лечения, и последствия его отказа от лечения.

Между прочим, в Литве пациент имеет право отказаться не только от лечения, но и от получения информации насчет своего заболевания. Информация о состоянии здоровья, диагнозе, результатах медицинского обследования, методах лечения и прогнозе не может даваться против его воли. Воля пациента должна быть записана в договоре о медицинских услугах или подтверждена подписью пациента в медицинской документации. По словам Рамуне Навицкене, есть пациенты, которые пользуются этим правом, например, онкологические больные. Они говорят: «Я не хочу ничего знать, вы профессионалы, поэтому лечите меня как можно лучше…» К тому же есть пациенты с неустойчивой психикой, у которых правдивая информация может спровоцировать тяжелую депрессию или попытку суицида. Врач должен дождаться, пока такая угроза исчезнет…

На что жалуетесь?

Пациент в Литве может потребовать копию медицинских документов.

— Нашим врачам такие просьбы очень не нравятся, потому что они боятся, что пациент будет жаловаться, — признается Рамуне Навицкене.

— А правом жаловаться многие пользуются очень охотно, тем более что законом предусмотрено право на материальную компенсацию ущерба здоровью. Есть люди, которые жалуются постоянно. Один пациент жаловался сразу на 9 медицинских учреждений. Если пациент считает, что его права были нарушены, он может письменно обратиться к руководителю учреждения здравоохранения, в государственные учреждения, которые осуществляют контрольные функции, в Министерство здравоохранения и в суд. На рассмотрение жалобы отводится срок до 3 месяцев, в исключительных случаях — до 6 месяцев. В инспекцию медицинского аудита при Министерстве здравоохранения за год поступает до 400 жалоб. Разумеется, что всех наше заключение удовлетворить не может. Если мы приходим к выводу, что врач ничего не нарушил и действовал компетентно, а пациент с нашим заключением не согласен, то он может обратиться в суд. Но случается, что врачи на нас тоже обижаются. Мне всегда интересно у врача найти такой орган, как совесть. А если врач начинает жаловаться на маленькую заработную плату, мол, как нам платят, так мы и работаем, то я говорю таким медицинским работникам: «Как можно скорее меняйте свою профессию».

В Литве все медицинские учреждения обязаны страховать свою гражданскую ответственность за ущерб, нанесенный здоровью пациента. Минимальная сумма страховки составляет 50 000 лит, но учреждения здравоохранения могут дополнительно страховать свою ответственность. К выводу, что без страхования врачебных ошибок обойтись невозможно, в Литве пришли после жуткой трагедии, которая произошла в одной из областных больниц. Новорожденные близнецы получили сильные ожоги по вине медицинской сестры: та положила их на грелку, хотя в больнице была современная аппаратура для новорожденных. Младенцам пришлось проводить пересадку кожи. Они выжили, но никто не может сказать, как пережитый болевой шок повлияет на развитие этих детей в будущем. Родители потребовали от больницы материальную компенсацию ущерба здоровью детей в размере 3 миллионов лит, это примерно 1 миллион евро. Судебный процесс затянулся. Согласно вердикту Верховного Суда, больницу принудили выплатить семье потерпевших младенцев полмиллиона лит или 175 тысяч евро. На суде был составлен график выплаты этой суммы, потому что в противном случае больница просто должна была бы закрыться. Ни государство, ни муниципалитет деньги на компенсацию материального ущерба от врачебных ошибок не выделяют. Поэтому в Литве теперь страхуются все больницы, поликлиники, кабинеты семейного врача, независимо от того, государственное это учреждение или частное, и именно они компенсируют ущерб. А если будет определено, что врач допустил преступную халатность (например, был в нетрезвом состоянии), которая привела к смерти пациента, то в этом случае ответственность будет нести медицинский работник, причем согласно уголовному законодательству.

Если возникает спор между заинтересованными лицами, то размер ущерба определяет комиссия, которую назначит Министерство здравоохранения. В комиссию входят 7 представителей, которые имеют медицинское, юридическое или другое высшее образование, причем не менее двух членов комиссии должны быть представителями неправительственных организаций, которые занимаются защитой прав пациентов. Комиссия является досудебной инстанцией, а ее решения — обязательные для исполнения медицинскими учреждениями. В том случае, если пациент не согласен с решением комиссии, он может оспорить ее заключение в судебном порядке.
За последние 5-6 лет пациентам в Литве было выплачено около 2 миллионов евро компенсации ущерба за оказание некачественной медицинской помощи. И все-таки Рамуне Навицкене признала, что система компенсации ущерба в Литве пока несовершенная, поэтому законодательство снова будет меняться. Пациенту нередко требуются годы, чтобы доказать, что он прав.

Каждый десятый — жертва врачебной ошибки?

Кстати, в Дании, где параллельно существуют и государственная, и частная медицина, пациенты также очень любят жаловаться. В 2007 году там было зарегистрировано 4 079 жалоб (население Дании составляет 5,2 миллиона человек). Это официальная статистика, а по неофициальным сведениям конфликтных ситуаций между медиками и пациентами было более 20 тысяч, правда, они были урегулированы другим образом. Медики не заинтересованы доводить конфликтные ситуации до оформления жалоб, поскольку в Совет по рассмотрению жалоб входят независимые от Министерства здравоохранения специалисты. Еще 5 лет назад количество оформленных жалоб в Дании было втрое меньше. Между тем, Дания занимает в Европе почетное второе место по Индексу здоровья, который представляет собой сравнительную оценку систем здравоохранения европейских стран, и уступает эта страна только Голландии. А в отрасли прав пациента, доступности информации и доступности лекарств Дания в Европе лидирует.

Если речь зашла о Европе, то по сведениям Еврокомиссии каждый десятый пациент в Европе становится жертвой врачебной ошибки. И в одном из тысячи случаев врачебные ошибки приводят к смертельному исходу. В Германии ежегодно в судах рассматривается около десятка тысяч исков от пациентов, которые считают, что им оказали медицинские услуги несоответствующего качества. Чаще всего претензии предъявляются хирургам, далее в «рейтинге» ответчиков идут ортопеды, терапевты и гинекологи.

Количество судебных разбирательств, в которых в роли ответчика выступают врачи, в Германии растет. Это свидетельствует о росте самосознания и требовательности немецких пациентов, однако некоторые эксперты уже обращают внимание на риск перехода к так называемой «оборонительной медицине», когда врач в своих действиях будет руководствоваться не собственными убеждениями и интересами пациентов, а советами своего адвоката, главное — чтоб терапия была безукоризненной с юридической точки зрения, а насколько она эффективная — это уже другой вопрос.

Надежда НИКОЛАЕВА, газета «Звязда», 24 ноября 2009 года.
http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=47923&idate=2009-11-24

Далее: взаимоотношения врача и пациента: могут ли они стать партнерами?

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.