Учителя бьют тревогу: дети неспособны различать звуки, а значит, не могут усвоить грамматику! Новое поколение не только не произносит их правильно, но и не слышит, и не различает на письме. Отсюда рост нарушений чтения и письма (дислексий и дисграфий).
Мультик — выключить
За последние 10-15 лет у гораздо большего количества детей начали проявляться нарушения, связанные с речью. И такая тенденция характерна не только для нас, но и для многих других стран.
В чем причина? Однозначного ответа нет, но давайте порассуждаем. Все за те же последние лет двадцать образ жизни и взрослых, и малышей очень сильно изменился. Практически все дети чрезвычайно много времени проводят перед телевизором и компьютером. Они перестали играть на улице. У них вообще нет времени на игры! А игра для дошкольника — не просто забава или безделье. Это важный момент развития, формирования представлений о мире и своем месте в нем.
Современные родители даже радуются, что ребенок часами сидит перед телевизором и не доставляет хлопот. Включить мультик — самый простой способ нейтрализовать сорванца. Но это вредно для зрения, для психики наконец. Большой объем зрительной информации воздействует на детский мозг, который не в состоянии эту информацию переработать. Быстрая смена образов и картинок истощает нервную систему, эмоциональная сфера перегружается, нарушается сон и т.д.
Американская ассоциация педиатров провела в конце 1990-х годов исследование того, как телевидение влияет на психику ребенка. И дала рекомендации: до полутора лет детям вообще нельзя смотреть телевизор! С 1 года 6 месяцев до 3-х — максимум 15 минут в день, с 6-ти до 8-ми — не более получаса!
— Родители сейчас даже гордятся, что ребенок в три годика живет в дружбе с компьютером, — рассуждает учитель-логопед 3-й городской детской клинической поликлиники г. Минска Татьяна Лосицкая. — Важно понимать, что компьютер, как и телевизор, не может замещать собой все остальное. Хорошо, если использовать их в разумных пределах, а не для того, чтобы избавить себя от лишних забот. Для полноценного развития речи ребенка необходим собеседник! Ни телевизор, ни компьютер им не являются!
Сама не появится…
— Первое, на что необходимо обращать внимание, когда ребенок растет, — это понимание им того, о чем говорят другие люди, — объясняет Татьяна Лосицкая. — Если ребенок не понимает речь другого человека, его собственная речь будет формироваться с задержкой. Обязательно нужно идти к логопеду, если до 2 лет ребенок не разговаривает или в 2 с половиной говорит так, что его никто не понимает. Утверждение о том, что до 3 лет нужно подождать и речь появится сама, ошибочно. Разговаривать ребенок будет, но что это будет за речь, какого качества?
Сегодня много детей имеют задержки речевого развития, обусловленного нарушением контактов с взрослыми. В таких случаях требуются длительные занятия по коррекции с психологом и логопедом. И чем раньше они начнутся, тем эффективнее это будет.
Морковь — жевать
Изменилась и современная семья. Бабушки и дедушки сейчас работают и живут отдельно от внуков. Они уже не поют колыбельные и не всегда рассказывают сказки. Мамы и папы тоже: во-первых, не умеют, во-вторых, не хотят, в-третьих, им некогда.
А во время чтения сказок, стихов формируется слуховое восприятие и внимание — умение слушать и слышать. Это и влияет на формирование фонематического слуха, необходимого для чтения и написания.
Как-то незаметно изменился даже характер детской пищи. Морковь и яблоко, которые нужно грызть, вытеснили пюре. Некоторые мамы до двухлетнего возраста дают пищу, перетертую через блендер, хотя ребенок умеет хорошо жевать. Все это плохо сказывается на развитии артикуляционного аппарата. Ведь во время жевания во рту создаются определенные смычки для формирования согласных звуков. Употребление одного яблока или одной морковки в день — нормальная необходимость.
В развитии речи возраст от рождения до 3 лет очень важен. Это время стремительных изменений в психическом и физическом развитии. Все, что мы успеваем заложить к этому возрасту, ребенок позже развивает и использует. Недаром в Беларуси общепринятым считается ежегодный осмотр логопеда с раннего дошкольного возраста и до момента поступления в школу.
Как заподозрить нарушения речи?
В 4 месяца ребенок не улыбается, нет комплекса оживления.
В 5 месяцев не прислушивается к звукам, музыке, голосу.
В 7 — не узнает голос мамы, не реагирует на интонацию, не интересуется игрушками.
В 9 — нет лепета, не повторяются за взрослым звуки, слоги, движения типа «ладоши».
В 1 год не машет рукой, когда прощается, не указывает на предметы, не выговаривает ни одного слова и не выполняет простые просьбы «дай», «покажи».
В 1 год 6 месяцев не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из 2-3 кубиков, не использует указательный жест, не понимает односложные инструкции.
В 2 года не пользуется 5-10 словами, не показывает на фото маму и папу, не выполняет двусоставную инструкцию «Пойди на кухню и поставь тарелку на стол».
В 2 года 6 месяцев речь не понятная окружающим, не сформулированы понятия о величине, форме, цвете предметов, ребенок не озвучивает свою игру и не общается с детьми.
До 3 лет не разговаривает простыми фразами, не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение, не говорит о себе «я сам», не отвечает на вопросы.
Светлана Протас, 10 марта 2016 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://www.zviazda.by/be/news/20160309/1457540740-u-y-abo-pershy-guk-yon-samy-vazhny
Как понять, что речь у вашего ребенка развивается нормально?
Насколько срочно нужно обращаться к логопеду? Вы будете знать ответы на эти вопросы, если будете знакомы со всеми этапами развития детской речи.
К концу 1 месяца жизни здоровый ребенок уже реагирует на обращение к нему: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом, когда к нему обращаются. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издает звуки «а», «э».
В 2 месяца ребенок улыбается во время контактов. Начинает кричать, и в крике появляются различные интонации. Может кричать терпеливо, отвратительно, уступая, протестуя. Крик может быть и требовательным, призывным, капризным. Появляется так называемое «гуление» — произношение таких простых звуков, как «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г» или «к».
3 месяца. Вместо крика все чаще слышно хныканье и плач. Ребенок смеется и повизгивает в ответ на радостное обращение взрослого. Ребенок издает звуки «б-у», «в-и», «а-а-бм-бм», «бль», «у-гу», «бу» и т.д.
4 месяца. Громкий смех при положительных эмоциях, повизгивание на щекотание. Во время гуления можно услышать «а-о-у», «ю-а-а». Гуление становится продолжительным. Звуки произносятся под контролем слуха. Поэтому становится возможным настоящий диалог: вы повторяете детские звуки, ребенок успокаивается при этом и прислушивается к вам, а после начинает гулить еще более громко и активно.
5 месяцев. Согласные «п», «б», «м», «т», «д» связываются с гласными: «ба, га, да, ма, ам, та». Появляются «а-ма» или «а-ба», «а-на», «а-к». Не произносятся отдельные составы типа «ма», только «ма-ма» или «ма-ма-ма-ма». Некоторые мамы рассказывают потом, что их ребенок уже с 5-6 месяцев произносил слова.
6 месяцев. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Используются различные голосовые интонации для привлечения внимания, лепет все более активный.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо, ребенок может заплакать. Один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па. Осваиваются звуки п, б, м, г, к, э, о.
9 месяцев. Активные контакты с помощью жестов, с радостью играет в ладушки.
10 месяцев. Есть хотя бы одно-два лепетных слова типа ляля, баба. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги.
11 месяцев. Первые слова обычно обозначают близких «ма», «па», «ба», а также действия и предметы, которые часто называют родители: «ам», «ам-ам», «ав», «в-ав», «би-би», «кис-кис», «бай».
1 год. В употреблении — 3-5 лепетных слов. Однако смысл у них очень широкий. Слово «мама» может означать и обращение, и жалобу, и настойчивое указание, просьбу взять на руки. «Да-да» может означать: «Дай мне скорее мою бутылочку!».
1 год 3 месяца. В языковом запасе до 10 слов. Ребенок понимает простую инструкцию без жеста. «Дай ручку!», «Где папа?». Знакомые слова (кукла, мячик) указывает на рисунке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, в языковом запасе около 20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразы из двух слов «мама, ди», «дай ляля».
2 года. Показывает пять частей тела, словарный запас минимум 50 слов. Правильно понимает инструкцию из двух этапов «Пойди на кухню и принеси чашку», строит предложения из двух слов «Папа би-би».
2 года 6 месяцев. Называет многие части тела. Языковой запас большой. Говорит о себе «Я пошел», «Я сам», отвечает на вопрос «Как тебя зовут?», строит фразы из 3-4 слов, задает вопросы «Что это?», «Кто это?».
3 года. Объем словаря — до 1000 слов. Простые предложения из 3-4 слов. Речь понятна не только близким. Ребенок разговаривает с другими людьми, рассказывает о том, что произошло, отвечает на вопросы по сюжетному рисунку, рассказывает знакомую сказку, появляется склонность к рифмовке. Может выучить короткое стихотворение. Наступает возраст «почемучки» — познания мира.
10 марта 2016 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://www.zviazda.by/be/news/20160309/1457540893-yak-zrazumec-shto-maulenne-u-vashaga-dzicyaci-razvivaecca-narmalna
Читайте также: