Кратко о заикании у детей и подростков

Подростку, страдающему заиканием, не обойтись без помощи и поддержки родителей, врача-невролога, психотерапевта и логопеда.

Заикание (когда судороги мышц речевого аппарата нарушают темп, ритм и плавность речи) — одно из распространенных расстройств речи у подростков. У мальчиков встречается в 3-4 раза чаще. Возникает чаще всего в возрасте 2-5 лет, когда ребенок начинает овладевать разборчивой речью.

По словам учителя-логопеда 3-й городской детской клинической поликлиники г. Минска Ольги Машедо, в большинстве случаев заикание становится хроническим и усиливается в подростковом возрасте, когда организм меняется. Ведь речь обеспечивается не только дыхательной и нервной системами, но и гормональным фоном. Чаще всего запинки проявляются в наиболее ответственных, сложных ситуациях — в каких-то официальных обстоятельствах, во время выступления перед аудиторией, на экзамене, при разговоре по телефону, когда нужно ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека и т.д.

Частые речевые трудности и неудачи у подростков приводят к повышенным затратам нервной энергии, вызывают раздражение, беспомощность, отчаяние, что способствует психической травме. Постепенно подростки сосредотачиваются на нарушении, которое с возрастом только усиливается, добавляются и приспособленческие позы, мимика, артикуляция: топтание на месте, руки что-то должны держать, пальцы — щелкать и т.д.

Важно снять панический страх. А для этого нужно осознать происходящее, осмыслить причины такого явления, как заикание.

Необходимые условия:

  • оздоровление нервной системы и всего организма;
  • психотерапия;
  • работа над речью;
  • благоприятное социальное окружение.

Работа над речью осуществляется с участием логопеда, родителей, педагогов. Чтобы преодолеть языковые судороги, необходимо вместе со специалистами восстановить скоординированную, без напряжения, работу всех отделов языкового аппарата. Для этого воспитывается диафрагмальное дыхание, правильное речевое дыхание, выполняется артикуляционная гимнастика. Комплекс занятий (упражнения, их последовательность, время и частота повторений) подбирает только логопед. Хороших результатов можно достичь, если последовательно выполнять упражнения и рекомендации.

Усиление заикания требует от подростков умения побеждать себя:

  • Надо обсудить сложные проблемы с психологом или психотерапевтом, разобраться, в чем причины личных жизненных трудностей и связанных с этим волнений.
  • Необходимо стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно.
  • Во время лечения нужно быть активным, терпеливым, целеустремленным.
  • Никогда не отчаиваться, а продолжать многократно повторять упражнения и помнить, что речь идет о победе над собой, а это не бывает легко.
  • Не надо ждать результата. Он придет сам в надлежащее время.

6 августа 2014 года.
Источник: газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/08/47457.html

 

Мальчики страдают заиканием в четыре раза чаще девочек

Заикание, как правило, возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Об этом БЕЛТА сообщила заведующая психоневрологическим отделением для детей стационара Республиканского научно-практического центра оториноларингологии Светлана Гребень.

У детей и подростков, которые заикаются, нередко развивается комплекс неполноценности. Они избегают общения, что, в свою очередь, приводит к дезорганизации личности ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, усложняет адаптацию в детском коллективе.

Ребенок может начать заикаться по нескольким причинам. Например, из-за органического повреждения мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Свою роль играет и наследственность. Если кто-то из членов семьи заикался, то возрастает вероятность того, что ребенок тоже начнет «спотыкаться» на тех или иных звуках и словах, рассказала врач. Кстати, привести к заиканию может и переучивание левши, поэтому специалисты не рекомендуют родителям упорствовать в этом деле. Кроме того, к причинам заикания относятся психические травмы. Причем спровоцировать болезнь в одинаковой степени могут и постоянные скандалы в семье, и трудности адаптации в детском саду, школе, и сильный испуг.

Что бы ни стало причиной болезни, с визитом к врачу лучше не медлить. Чем позже человек обращается за помощью, тем глубже психологическая травма, которая вызвана ощущением постоянной неуверенности в себе и в своем будущем. «Это как замкнутый круг: не уверен в себе, потому что заикаешься. А заикаешься из-за неуверенности в себе», — пояснила Светлана Гребень. Между тем, при своевременном обращении к специалистам положительный лечебный эффект достижим в более чем 98% случаев.

Кроме того, заиканию нередко сопутствует ряд заболеваний. Так, около 50% детей, поступивших за этот год в психоневрологическое отделение РНПЦ оториноларингологии, имели другие нарушения речи, чтения и письма. В 45% случаев маленькие пациенты страдали логофобией (то есть, навязчивым страхом перед языком) и другими фобиями, в 60% — тиками, энурезом, невротическими реакциями и др. Таким пациентам нужна комплексная помощь, включающая медицинскую, психологическую и социальную коррекцию. В РНПЦ оториноларингологии с ними работает мультидисциплинарная бригада, в которую входят врач-психиатр, психотерапевт, психолог, учитель-логопед, музыкальный педагог. Для каждого ребенка они составляют индивидуальный план лечения. Прием медикаментов, интенсивные логопедические занятия, постановка дыхания, отработка четкой артикуляции — это далеко не все его составляющие.

Одновременно специалисты работают с родителями. Им нужно помочь сформировать оптимальный стиль воспитания ребенка. Чувствуя поддержку со стороны папы и мамы, он поверит в свои силы и быстрее справиться с болезнью. Для коррекции неврозов, частых «спутников» заикания, врачи используют различные виды психотерапии: игровую и сказкотерапию, нервно-мышечную релаксацию и другие методы. В работе с дошколятами учителя-логопеды прибегают к современным педагогическим технологиям, которые, развивая логическое мышление, внимание, память, помогают исправить недостатки языка, подготовить ребенка к школе. С целью ликвидации логофобии специалисты применяют так называемую поведенческую психотерапию. Это тренинги, во время которых ребенок выступает перед родителями или друзьями. На заключительном же этапе реабилитации дети устраивают концерт или спектакль. При выписке для каждого ребенка составляют программу комплексной медицинской и психолого-педагогической реабилитации.

16 декабря 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=90460&idate=2011-12-16

Читайте также:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.