Диагностика эпилепсии

Автор: Георгий Шанько, 1998 год.

Начало:

 

He лечите «плохую энцефалограмму» (о диагностике эпилепсии)

Может показаться, что диагностика эпилепсии предельно проста. Если у ребенка наблюдаются судорожные припадки или кратковременные нарушения сознания, о которых он не помнит, то это уже эпилепсия. Бывает и такое, но далеко не всегда.

Во-первых, в ряде случаев даже типичные судорожные припадки не являются эпилепсией в истинном ее понимании. Они могут быть проявлением текущего органического заболевания головного мозга, например опухоли или абсцесса (полость, заполненная гноем), что требует экстренного нейрохирургического вмешательства.

Во-вторых, эпилепсия весьма многолика в своих клинических проявлениях, особенно в начале болезни. Эти вопросы подробно изучались на нашей кафедре детской невропатологии БелГИУВ. Было установлено, что в 6—10 % случаев первым проявлением эпилепсии могут быть известные всем обмороки, а также респираторные аффективные припадки (у ребенка во время плача, крика, от боли или гнева вдруг задерживается дыхание, он бледнеет и синеет, может потерять сознание и возникают судороги). Иногда первым сигналом заболевания становятся ночные страхи (ребенок во время сна становится беспокойным, садится, кричит, плачет, дрожит, а утром ничего не помнит). Наличие подобных состояний с воспоминанием утром о страшном сне диагностируется как ночные кошмары, которые повсеместно рассматривались как чисто психогенные нарушения, не имеющие ничего общего с эпилепсией. Оказалось, что это не совсем так. Наличие стереотипных сновидений устрашающего характера с последующим криком и плачем также может быть началом проявления эпилепсии. Мы неоднократно видели таких больных, которые длительное время лечились по поводу неврозов.

У детей первых 3 лет жизни часто встречаются так называемые фебрильные судороги, наступающие при высокой температуре вследствие внемозговых заболеваний (грипп, респираторная вирусная инфекция и др.). Если их не лечить противоэпилептическими средствами (разумеется, не всех), то, по нашим данным, в 11—13 % случаев возникает в последующем эпилепсия. Нами выявлены факторы риска развития эпилепсии при каждом из этих припадков и показания к назначению противоэпилептических препаратов, что в 5—7 раз уменьшает развитие заболевания в последующем.

В диагностике этой болезни существенную помощь оказывает уже упомянутая электроэнцефалография (ЭЭГ) — запись биотоков головного мозга (выявляет наличие эпилептической активности и локализацию эпилептического очага), что важно в диагностике формы эпилепсии и эпилептических синдромов.

В то же время у ряда здоровых детей (до 10 %) на ЭЭГ может быть выявлена эпилептическая активность, но это вовсе не значит, что требуется лечение.

К сожалению, иногда лечат «плохую электроэнцефалограмму» без наличия припадков. Отсюда напрашивается вывод: не подставляйте голову ребенка под различные аппаратные исследования («на всякий случай»), если нет рекомендации врача. У больных же эпилепсией и подозрительных по данной болезни ЭЭГ является обязательным методом исследования. При необходимости проводятся также компьютерная и ядерно-магнитная томографии, позволяющие в ряде случаев выявить структурные изменения головного мозга.

В общем, хочу подчеркнуть, что диагностика эпилепсии — это удел только врача-невролога. Не слушайте советов случайных людей, не имеющих специального медицинского образования. Это может закончиться трагически. К сожалению, в бывшей Стране Советов очень любят давать советы, особенно по медицине.

Неоценимыми помощниками врача в диагностике эпилепсии у ребенка являются его родители. При наличии редких припадков врач вообще их может никогда не видеть и основывается только на ваших данных. Как их лучше описать с максимальной пользой для дела? Прежде всего, любое обращение к врачу по поводу болезни ребенка (или подозрению в ней) должно начинаться с жалоб, в случае припадков — с описания их характера. По личному опыту знаю, что информация со слов других (соседи, воспитатели, учителя и т.д.) часто бывает неверной, поэтому советую родителям запомнить, а лучше записать все то, что необходимо врачу для анализа состояния здоровья ребенка и установления верного диагноза, назначения адекватного лечения.

На все вопросы, а они могут быть и несколько другого плана, следует дать четкие и конкретные ответы. Если родители чего-то не знают, не помнят или не обратили внимание, то нужно прямо сказать об этом. Информация родителей должна быть правильной и объективной. Всякие домыслы, предположения, пусть даже достаточно логические, могут увести врача в сторону от правильной диагностики.

——

Описание припадков включает следующие основные данные:

  1. Судорожные (их характер) или несудорожные, приуроченность к времени суток, если у ребенка несколько разновидностей припадков, рассказать о каждом из них.
  2. Чувствует ли ребенок приближение припадка и помнит ли его начало.
  3. Была ли потеря сознания.
  4. Имело ли место заведение глазных яблок кверху, сжатие челюстей, прикус языка, пена изо рта, недержание мочи и кала.
  5. Было ли падение — быстрое или постепенное.
  6. Продолжительность припадков, частота их повторения.
  7. Наличие других припадков в прошлом у больного и в его роду.
  8. Возможная причина припадков (по мнению родителей).
  9. Наличие послеприпадочного сна, выход из припадка (быстро или постепенно).
  10. Помнит ли ребенок какие-то детали припадка или хотя бы то, что с ним «было плохо».

——

Далее:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Напишите свой комментарий:

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

После ручной проверки публикуются только интересные комментарии, остальные удаляются после ответа по e-mail (если ответ нужен и вы правильно указали свой электронный адрес). Время ответа — от нескольких минут до нескольких дней.

Отправляя комментарий, Вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с Политикой конфиденциальности сайта и даете свое согласие на сбор и обработку введенных Вами персональных данных.